Иоанникий (Жарков Иона Андреевич) Год рождения1863 День рождения20 Месяц рождения9 Место рожденияПензенская губ., Наровчатский у., с.Новодевичьи Дубровки (Пензенская о., Спасский (Беднодемьяновский) р.), с.Дубровка) архимандрит
Из крестьянской семьи. Получил домашнее образование.
Воспитан в любви к Богу, Царю и Отечеству.
Часто бывал в Троицком Скановом монастыре ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1897г.]
[1897-1901гг.]
[с 1901г.]
[до середины 1930-х гг.]
[до 1937г.]
Пенза, Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь Должность послушник Год начала1893 День начала27 Месяц начала12 Год окончания1897
В возрасте 30 лет, 27 декабря 1893 г. (а по другому источнику с 18 лет [Архив УФСБ по Пензенской обл. Д.2180. Л.110])
он поступил в число послушников Спасо-Преображенского монастыря [2]
монах Иоанникий 1897 МестоПенза, Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь иеродиакон 1897 День9 Месяц3 МестоПенза, Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Пенза, Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь иеромонах Год начала1901 Год окончания1905 Месяц окончания5
В мае 1905г. командирован на Дальний Восток на поля сражений Русско-Японской войны Дальний Восток, фронты Русско-Японской войны иеромонах Должность полковой священник Год начала1905 Месяц начала5 Пенза, Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь иеромонах Год начала1907
По возвращении в обитель 12 января 1907г. был награжден набедренником за труды
в должности полкового священника.
11 августа 1910г. назначен помощником казначея и получил благословение Святейшего
Синода в грамоте
Пенза, Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь архимандрит Должность наместник
Формально Спасо-Преображенский монастырь был закрыт в 1918г.
В 19191921гг. на его территории уже помещалась "колония дефективных детей".
С 1924г. здесь создали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отдали
под конюшни и квартиры рабочих обоза.
Но монашеская жизнь еще продолжалась здесь вплоть до 1932г.
Пензенский Спасо-Преображенский монастырь всегда следовал староцерковному
"тихоновскому" направлению. Того же направления держалась и вся созданная
архимандритом Иоанникием при монастыре община.
С приездом в Пензу епископа Кирилла (Соколова) архимандрит Иоанникий стал его
секретарем и "правой рукой". После ареста епископа Кирилла архимандрит Иоанникий
был его заместителем, решал в епархии многие вопросы.
Затем архимандрит Иоанникий находился в подчинении у епископа Кузнецкого
Серафима (Юшкова).
Благодаря архимандриту Иоанникию на территории монастыря действовала тихоновская
церковь.
В Спасо-Преображенском монастыре были покои архиепископа Иоанна (Поммера).
Архимандрит Иоанникий был духовником будущего священномученика Иоанна Оленевского,
в миру старца Ивана Васильевича Калинина из с.Оленевка.
Архимандрит Иоанникий представил старца Иоанна из Оленевки архиепископу
как человека авторитетного, староцерковного, достойного носить священный сан.
В Спасо-Преображенском монастыре старец Иоанн был рукоположен во диакона и некоторое
время служил после рукоположения.
В 19281929гг. службы в монастырских храмах совершали архимандрит Иоанникий и
иеромонахи Евфимий (Милованов) и Макарий (Матюхин), чуть позже к ним присоединились
иеромонахи Нектарий и Сергий (Соловьев), они были последними насельниками обители.
В это время основные службы шли в Спасо-Преображенской церкви, но не были отняты
и остальные церкви монастыря Вознесенская и Вифлеемская колокольня.
С 1927г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, здесь появились улицы
Индустриальная, Отдельная, Полевая. Один из монастырских храмов заняли "сушилкой"
в 1929г., другой разобрали в 1932г., еще один в 1931г. передали "Продуктпереработке"
для огородного пригородного совхоза (Спасо-Преображенский собор закрыли в 1934г.)
Из показаний свидетеля Смирнова Андрея Евгеньевича, 45 лет, рабочего: "Монаха Иоанникия я знаю еще с тех пор, как я был мальчиком. Он обитает в монастыре 42 года и до революции пользовался огромным авторитетом среди буржуазии. После революции Иоанникий был служкой покойного епископа Григория [Соколова]... В 1930г., совместно с ныне сосланным Кириллом организовали тайное Епархиальное Управление, занимались назначением, увольнением и перемещением духовенства всей Пензенской губернии. Иоанникий пользовался большим авторитетом, имел печать Спасо-Преображенского монастыря. 6/19 января 1932г. на Крещение призывал собравшихся верующих к покаянию. Собирал вокруг себя ссыльное духовенство: Тонитрова, Орлова, Варнаву, лишенцев Казанцева и Бутылина..."
Пенза, Индустриальная, 10 Год окончания1932
После закрытия монастыря архимандрит Иоанникий поселился в Пензе недалеко
от монастыря на ул.Индустриальной, д.10
Пенза Год ареста1932 День ареста8 Месяц ареста4
В январе 1931г. в Пензе был арестован епископ Кирилл и авторитетные священники,
иеромонахи, монахини закрытого Троицкого монастыря.
Осенью 1931г. было открыто дело номер 2180, в котором говорилось: "Несмотря на ликвидацию в г.Пензе организации церковников, именуемых "Истинно Православные" во главе с епископом Пензенским Кириллом, все же хвосты последней продолжали оставаться в особенности в Телегинском районе СВК, каковой особенно насыщен религиозными фанатиками... Отдельные члены вышеназванной организации "Истинных" остались в районе, и после некоторого затишья их деятельности снова стали группироваться вокруг отдельных членов "Истинных", устанавливая связь через бродячих монахов с оставшимися второстепенными руководителями как то: архимандритом Иоаникием (Жарковым), священником Пульхитрудовым, ныне арестованным, старцем Андреем из Сердобска и другими".
По названному делу было арестованы 12 человек.
8 апреля был арестован диакон Иван Васильевеч Калинин (будущий свщмч. Иоанн Оленевский),
его духовник архимандрит Пензенского Спасо-Преображенского монастыря Иоанникий
(Жарков), священник Александр Иаанович Державин, священник села Кучки о.Александр
Павлович Киреев, монах Алексей Иванович Лифанов, Наталья Акимовна Цыганова (болящая
Наташа) и др.
Затем в течение апреля-начала мая 1932г. были арестованы другие проходившие
по делу
тройка при ПП ОГПУ по СВК 14/05/1932 Обвинение"контрреволюционная агитация" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года высылки из пределов СВК с прикреплением к определенному месту жительства и последующим лишением права проживания в 12 крупных населенных пунктах страны
Из показаний архимандрита Иоанникия на допросе в 1932г.: "В Пензе и Пензенской епархии в 19281929гг. действительно мне были известны несколько человек из духовенства, кои являлись сторонниками Дмитрия Гдовского или именуемые "Истинно Православные Христиане". К числу последних относились: священник Валовский (село Бессоновка), священник Прозоров (с.Веселовка, уехал в Ленинград), священник Лебедев (с.Крутец, Телегинского р-на), диакон Кавендров Александр (г.Пенза, служил совместно с бывшим епископом Кириллом). Лично с ними у меня общения не было, а я их видал в квартире епископа Кирилла, когда приходил к последнему. Каких-либо устраиваемых где-либо ими бесед я не знаю, т.к. сам на таковых не присутствовал. Являлся ли епископ Кирилл сторонником "истинных", я не знаю, но по убеждениям религиозного толка я всецело следовал за ним, разделяя его взгляды. Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) как главу Церкви я не признаю, эту установку я получил от бывшего епископа Кирилла в 1929г., при этом мне Кирилл говорил: "Поминать будем Петра Крутицкого, а Сергия поминать в церкви не будем". За Сергием осталось право награждения того или иного священнослужителя. Подобного рода взгляд Кирилла я вполне разделяю и всецело к нему присоединился, каковым остаюсь и до последнего времени. За Кириллом последовала и вся его епархия (Пензенская), т.е. Сергия признавать главой Церкви не стали, считая таковым Петра Крутицкого. Таково положение в епархии и до настоящего времени. Не отрицаю имевшего место случая в прошлом, т.е. в 1931г., когда с вопросом о митрополите Сергия обращался ко мне священник Киреев (с.Кучки, Телеинского р-на), которому я действительно сказал, что митрополита Сергия поминать в церкви не надо, а надо поминать только Петра Крутицкого и своего епархиального епископа Кирилла. С декларациями митрополита Сергия я лишь бегло ознакомился по газетам, но углубляться в смысл таковых я не считал нужным для себя. С содержанием декларации, т.е. с тем, что в СССР нет гонения на религию и на священнослужителей, я лично не согласился, но сделал такой вывод: очевидно, начальству, т.е. митрополиту Сергию, угодно было так написать, в чем была его полная воля. Когда же в 1929г. от Сергия поступил указ о поминовении за богослужением Гражданской власти и его, Сергия, то нам епископ Кирилл упоминаемый указ даже не обнародовал (не распространил) по своей епархии, а сам лично поехал к Сергию с протестом, чего своей поездкой и добился. Кого-либо из прихожан телегинской церкви я не помню; помню священника Киреева (из села Кучки), знал священника Лебедева (из села Крутец, Телегинского района), впоследствии тоже последователя дмитриевцев "истинных", но связи с ними в последние годы не имел. Из старцев знал Винокурова Федора Васильевича (дер.Воейково). Я приезжал на освящение выстроенной им церкви, последнего я считаю странником, достойным своего звания.... Таким же уважением у народа пользуется диакон Калинин Иван Васильевич, с которым мне приходилось в 1927г. совместно проводить службу в церкви с.Каменка Телегинского р-на. К нему в келью ходило много народа паломники, но сам там не бывал. В отношении епископа Кирилла, т.е. в отношении его связей, помимо перечисленных выше сторонников, именуемых "истинные", знаю, что его посещали: священник В.-Ломовской церкви Европейцев, священник г.Пензы Артоболевский (в ссылке), священник с.Бессоновки Пензенского р-на Лебедев и врачи г.Пензы братья Державины Гамалиил Иванович и Леонид Иванович домашние врачи Кирилла. Помимо перечисленных выше, к епископу Кириллу ходили монахини: Паисия, Филарета, Вера и др., общения с каковыми я также не имел. Я, как настоятель бывшего мужского монастыря, где служу и до сих пор, данную мне епископом Кириллом установку в отношении митрополита Сергия передал и своим сослуживцам священникам: Макарию, Евфимию, Нектарию и Соловьеву Сергию. Последний из них является высланным по линии ОГПУ. В данное время наша религиозная община строго придерживается означенной установки, вполне разделяя высказанный мной взгляд в отношении митрополита Сергия. За что арестован епископ Кирилл и другие священнослужители, для меня неизвестно. Из них епископ Кирилл и диакон Александр Кавендров до настоящего времени находятся в Пензенском изоляторе. Остальные же мои знакомые, арестованные в 1931г., как-то священник Тонитров, священник Орлов, председатель церковного совета Дежонов Сергей Ильич и Лычев Михаил Павлович уже высланы на Соловки. Причину их ссылки я тоже не знаю. Ни о какой группировке среди церковников мне ничего не известно, и я лично ни в какой из таковых не состоял и не состою".
В первых числах мая 1932г. архимандрит Иоанникий был из-под стражи освобожден
под подписку о невыезде до окончания следствия.
14 мая 1932г., по окончании следствия, о.Иоанникий был осужден по ст.5810 УК РСФСР
и выслан из пределов СВК на 3 года с прикреплением к определенному месту жительства
и лишением права проживания в 12 пунктах СВК.
По данным [1],[4],[5] приговор 3 года концлагерей
Тамбовская (Воронежская) о., г.Моршанск Год ареста1937 День ареста4 Месяц ареста9
Архимандрит Иоанникий проживал и был арестован в Моршанске (тогда Воронежской обл.)
в составе группы моршанского духовенства [2]
тройка УНКВД по Воронежской обл. 14/09/1937 Обвинение"контрреволюционная агитация, участник контрреволюционной организации духовенства и церковников" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Архив УФСБ по Тамбовской обл. Д.10/51155.
5 сентября 1937г. архимандрит Иоанникий был допрошен оперуполномоченным НКВД.
На допросе о.Иоанникий назвал ряд близких ему лиц, однако признать свою пастырскую
деятельность как контрреволюционную и как свою вину, отказался