[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      архимандрит 
      Возведен в сан архимандрита в первые годы Советской власти и назначен наместником
      Пензенского Спасо-Преображенского монастыря
    Служение
      Пенза, Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь 
      архимандрит 
      Должность наместник 
      Формально Спасо-Преображенский монастырь был закрыт в 1918г.
      В 1919–1921гг. на его территории уже помещалась "колония дефективных детей".
      С 1924г. здесь создали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отдали
      под конюшни и квартиры рабочих обоза.
      Но монашеская жизнь еще продолжалась здесь вплоть до 1932г.
      Пензенский Спасо-Преображенский монастырь всегда следовал староцерковному
      "тихоновскому" направлению. Того же направления держалась и вся созданная
      архимандритом Иоанникием при монастыре община.
      С приездом в Пензу епископа Кирилла (Соколова) архимандрит Иоанникий стал его
      секретарем и "правой рукой". После ареста епископа Кирилла архимандрит Иоанникий
      был его заместителем, решал в епархии многие вопросы.
      Затем архимандрит Иоанникий находился в подчинении у епископа Кузнецкого
      Серафима (Юшкова).
      Благодаря архимандриту Иоанникию на территории монастыря действовала тихоновская
      церковь.
      В Спасо-Преображенском монастыре были покои архиепископа Иоанна (Поммера).
      Архимандрит Иоанникий был духовником будущего священномученика Иоанна Оленевского,
      в миру — старца Ивана Васильевича Калинина из с.Оленевка.
      Архимандрит Иоанникий представил старца Иоанна из Оленевки архиепископу
      как человека авторитетного, староцерковного, достойного носить священный сан.
      В Спасо-Преображенском монастыре старец Иоанн был рукоположен во диакона и некоторое
      время служил после рукоположения.
      В 1928–1929гг. службы в монастырских храмах совершали архимандрит Иоанникий и
      иеромонахи Евфимий (Милованов) и Макарий (Матюхин), чуть позже к ним присоединились
      иеромонахи Нектарий и Сергий (Соловьев), они были последними насельниками обители.
      В это время основные службы шли в Спасо-Преображенской церкви, но не были отняты
      и остальные церкви монастыря — Вознесенская и Вифлеемская колокольня.
      С 1927г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, здесь появились улицы
      Индустриальная, Отдельная, Полевая. Один из монастырских храмов заняли "сушилкой"
      в 1929г., другой — разобрали в 1932г., еще один в 1931г. передали "Продуктпереработке"
      для огородного пригородного совхоза (Спасо-Преображенский собор закрыли в 1934г.)
      Из показаний свидетеля Смирнова Андрея Евгеньевича, 45 лет, рабочего:
        
      "Монаха Иоанникия я знаю еще с тех пор, как я был мальчиком.
         Он обитает в монастыре 42 года и до революции пользовался огромным авторитетом
         среди буржуазии. После революции Иоанникий был служкой покойного епископа
         Григория [Соколова]...
         В 1930г., совместно с ныне сосланным Кириллом организовали тайное Епархиальное
         Управление, занимались назначением, увольнением и перемещением духовенства всей
         Пензенской губернии. Иоанникий пользовался большим авторитетом, имел печать
         Спасо-Преображенского монастыря.
         6/19 января 1932г. на Крещение призывал собравшихся верующих к покаянию.
         Собирал вокруг себя ссыльное духовенство: Тонитрова, Орлова, Варнаву, лишенцев
         Казанцева и Бутылина..."
    Места проживания
      Пенза, Индустриальная, 10 
      Год окончания 1932 
      После закрытия монастыря архимандрит Иоанникий поселился в Пензе недалеко
      от монастыря на ул.Индустриальной, д.10
    Аресты
      Пенза 
      Год ареста 1932 
      День ареста 8 
      Месяц ареста 4 
      В январе 1931г. в Пензе был арестован епископ Кирилл и авторитетные священники,
      иеромонахи, монахини закрытого Троицкого монастыря.
      Осенью 1931г. было открыто дело номер 2180, в котором говорилось:
           "Несмотря на ликвидацию в г.Пензе организации церковников, именуемых
           "Истинно Православные" во главе с епископом Пензенским Кириллом, все же
            хвосты последней продолжали оставаться в особенности в Телегинском районе
            СВК, каковой особенно насыщен религиозными фанатиками...
            Отдельные члены вышеназванной организации "Истинных" остались в районе, и
            после некоторого затишья их деятельности снова стали группироваться вокруг
            отдельных членов "Истинных", устанавливая связь через бродячих монахов с
            оставшимися второстепенными руководителями как то: архимандритом Иоаникием
            (Жарковым), священником Пульхитрудовым, ныне арестованным, старцем Андреем
            из Сердобска и другими".

      По названному делу было арестованы 12 человек.
      8 апреля был арестован диакон Иван Васильевеч Калинин (будущий свщмч. Иоанн Оленевский),
      его духовник архимандрит Пензенского Спасо-Преображенского монастыря Иоанникий
      (Жарков), священник Александр Иаанович Державин, священник села Кучки о.Александр
      Павлович Киреев, монах Алексей Иванович Лифанов, Наталья Акимовна Цыганова (болящая
      Наташа) и др.
      Затем в течение апреля-начала мая 1932г. были арестованы другие проходившие
      по делу
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по СВК 
      14/05/1932 
      Обвинение "контрреволюционная агитация" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 3 года высылки из пределов СВК с прикреплением к определенному месту жительства и последующим лишением права проживания в 12 крупных населенных пунктах страны 
      Из показаний архимандрита Иоанникия на допросе в 1932г.:
        "В Пензе и Пензенской епархии в 1928–1929гг. действительно мне были известны
         несколько человек из духовенства, кои являлись сторонниками Дмитрия Гдовского
         или именуемые "Истинно Православные Христиане". К числу последних относились:
         священник Валовский (село Бессоновка), священник Прозоров (с.Веселовка, уехал
         в Ленинград), священник Лебедев (с.Крутец, Телегинского р-на), диакон Кавендров
         Александр (г.Пенза, служил совместно с бывшим епископом Кириллом). Лично с ними
         у меня общения не было, а я их видал в квартире епископа Кирилла, когда приходил
         к последнему. Каких-либо устраиваемых где-либо ими бесед я не знаю, т.к. сам
         на таковых не присутствовал.
         Являлся ли епископ Кирилл сторонником "истинных", я не знаю, но по убеждениям
         религиозного толка я всецело следовал за ним, разделяя его взгляды.
         Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) как главу Церкви я не признаю,
         эту установку я получил от бывшего епископа Кирилла в 1929г., при этом мне
         Кирилл говорил:
             "Поминать будем Петра Крутицкого, а Сергия поминать в церкви не будем".
         За Сергием осталось право награждения того или иного священнослужителя.
         Подобного рода взгляд Кирилла я вполне разделяю и всецело к нему присоединился,
         каковым остаюсь и до последнего времени. За Кириллом последовала и вся его
         епархия (Пензенская), т.е. Сергия признавать главой Церкви не стали, считая
         таковым Петра Крутицкого. Таково положение в епархии и до настоящего времени.
         Не отрицаю имевшего место случая в прошлом, т.е. в 1931г., когда с вопросом
         о митрополите Сергия обращался ко мне священник Киреев (с.Кучки, Телеинского р-на),
         которому я действительно сказал, что митрополита Сергия поминать в церкви
         не надо, а надо поминать только Петра Крутицкого и своего епархиального епископа
         Кирилла. С декларациями митрополита Сергия я лишь бегло ознакомился по газетам,
         но углубляться в смысл таковых я не считал нужным для себя.
         С содержанием декларации, т.е. с тем, что в СССР нет гонения на религию и на
         священнослужителей, я лично не согласился, но сделал такой вывод: очевидно,
         начальству, т.е. митрополиту Сергию, угодно было так написать, в чем была его
         полная воля.
         Когда же в 1929г. от Сергия поступил указ о поминовении за богослужением
         Гражданской власти и его, Сергия, то нам епископ Кирилл упоминаемый указ даже
         не обнародовал (не распространил) по своей епархии, а сам лично поехал к Сергию
         с протестом, чего своей поездкой и добился.
         Кого-либо из прихожан телегинской церкви я не помню; помню священника Киреева
         (из села Кучки), знал священника Лебедева (из села Крутец, Телегинского района),
         впоследствии тоже последователя дмитриевцев — "истинных", но связи с ними в
         последние годы не имел.
         Из старцев знал Винокурова Федора Васильевича (дер.Воейково). Я приезжал на
         освящение выстроенной им церкви, последнего я считаю странником, достойным
         своего звания.... Таким же уважением у народа пользуется диакон Калинин Иван
         Васильевич, с которым мне приходилось в 1927г. совместно проводить службу в
         церкви с.Каменка Телегинского р-на. К нему в келью ходило много народа —
         паломники, но сам там не бывал.
         В отношении епископа Кирилла, т.е. в отношении его связей, помимо перечисленных
         выше сторонников, именуемых "истинные", знаю, что его посещали: священник
         В.-Ломовской церкви Европейцев, священник г.Пензы Артоболевский (в ссылке),
         священник с.Бессоновки Пензенского р-на Лебедев и врачи г.Пензы братья Державины
         Гамалиил Иванович и Леонид Иванович — домашние врачи Кирилла.
         Помимо перечисленных выше, к епископу Кириллу ходили монахини: Паисия, Филарета,
         Вера и др., общения с каковыми я также не имел.
         Я, как настоятель бывшего мужского монастыря, где служу и до сих пор, данную
         мне епископом Кириллом установку в отношении митрополита Сергия передал и
         своим сослуживцам — священникам: Макарию, Евфимию, Нектарию и Соловьеву Сергию.
         Последний из них является высланным по линии ОГПУ.
         В данное время наша религиозная община строго придерживается означенной установки,
         вполне разделяя высказанный мной взгляд в отношении митрополита Сергия.
         За что арестован епископ Кирилл и другие священнослужители, для меня неизвестно.
         Из них епископ Кирилл и диакон Александр Кавендров до настоящего времени
         находятся в Пензенском изоляторе.
         Остальные же мои знакомые, арестованные в 1931г., как-то священник Тонитров,
         священник Орлов, председатель церковного совета Дежонов Сергей Ильич и Лычев
         Михаил Павлович — уже высланы на Соловки. Причину их ссылки я тоже не знаю.
         Ни о какой группировке среди церковников мне ничего не известно, и я лично ни
         в какой из таковых не состоял и не состою".

      В первых числах мая 1932г. архимандрит Иоанникий был из-под стражи освобожден
      под подписку о невыезде до окончания следствия.
      14 мая 1932г., по окончании следствия, о.Иоанникий был осужден по ст.58–10 УК РСФСР
      и выслан из пределов СВК на 3 года с прикреплением к определенному месту жительства
      и лишением права проживания в 12 пунктах СВК.
      По данным [1],[4],[5] приговор — 3 года концлагерей
    Места заключения
      Пенза, изолятор 
      Год начала 1932 
      Год окончания 1932 
      Месяц окончания 5 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ