Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по СВК
14/05/1932
Обвинение "контрреволюционная агитация"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор 3 года высылки из пределов СВК с прикреплением к определенному месту жительства и последующим лишением права проживания в 12 крупных населенных пунктах страны
Из показаний архимандрита Иоанникия на допросе в 1932г.:
"В Пензе и Пензенской епархии в 19281929гг. действительно мне были известны
несколько человек из духовенства, кои являлись сторонниками Дмитрия Гдовского
или именуемые "Истинно Православные Христиане". К числу последних относились:
священник Валовский (село Бессоновка), священник Прозоров (с.Веселовка, уехал
в Ленинград), священник Лебедев (с.Крутец, Телегинского р-на), диакон Кавендров
Александр (г.Пенза, служил совместно с бывшим епископом Кириллом). Лично с ними
у меня общения не было, а я их видал в квартире епископа Кирилла, когда приходил
к последнему. Каких-либо устраиваемых где-либо ими бесед я не знаю, т.к. сам
на таковых не присутствовал.
Являлся ли епископ Кирилл сторонником "истинных", я не знаю, но по убеждениям
религиозного толка я всецело следовал за ним, разделяя его взгляды.
Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) как главу Церкви я не признаю,
эту установку я получил от бывшего епископа Кирилла в 1929г., при этом мне
Кирилл говорил:
"Поминать будем Петра Крутицкого, а Сергия поминать в церкви не будем".
За Сергием осталось право награждения того или иного священнослужителя.
Подобного рода взгляд Кирилла я вполне разделяю и всецело к нему присоединился,
каковым остаюсь и до последнего времени. За Кириллом последовала и вся его
епархия (Пензенская), т.е. Сергия признавать главой Церкви не стали, считая
таковым Петра Крутицкого. Таково положение в епархии и до настоящего времени.
Не отрицаю имевшего место случая в прошлом, т.е. в 1931г., когда с вопросом
о митрополите Сергия обращался ко мне священник Киреев (с.Кучки, Телеинского р-на),
которому я действительно сказал, что митрополита Сергия поминать в церкви
не надо, а надо поминать только Петра Крутицкого и своего епархиального епископа
Кирилла. С декларациями митрополита Сергия я лишь бегло ознакомился по газетам,
но углубляться в смысл таковых я не считал нужным для себя.
С содержанием декларации, т.е. с тем, что в СССР нет гонения на религию и на
священнослужителей, я лично не согласился, но сделал такой вывод: очевидно,
начальству, т.е. митрополиту Сергию, угодно было так написать, в чем была его
полная воля.
Когда же в 1929г. от Сергия поступил указ о поминовении за богослужением
Гражданской власти и его, Сергия, то нам епископ Кирилл упоминаемый указ даже
не обнародовал (не распространил) по своей епархии, а сам лично поехал к Сергию
с протестом, чего своей поездкой и добился.
Кого-либо из прихожан телегинской церкви я не помню; помню священника Киреева
(из села Кучки), знал священника Лебедева (из села Крутец, Телегинского района),
впоследствии тоже последователя дмитриевцев "истинных", но связи с ними в
последние годы не имел.
Из старцев знал Винокурова Федора Васильевича (дер.Воейково). Я приезжал на
освящение выстроенной им церкви, последнего я считаю странником, достойным
своего звания.... Таким же уважением у народа пользуется диакон Калинин Иван
Васильевич, с которым мне приходилось в 1927г. совместно проводить службу в
церкви с.Каменка Телегинского р-на. К нему в келью ходило много народа
паломники, но сам там не бывал.
В отношении епископа Кирилла, т.е. в отношении его связей, помимо перечисленных
выше сторонников, именуемых "истинные", знаю, что его посещали: священник
В.-Ломовской церкви Европейцев, священник г.Пензы Артоболевский (в ссылке),
священник с.Бессоновки Пензенского р-на Лебедев и врачи г.Пензы братья Державины
Гамалиил Иванович и Леонид Иванович домашние врачи Кирилла.
Помимо перечисленных выше, к епископу Кириллу ходили монахини: Паисия, Филарета,
Вера и др., общения с каковыми я также не имел.
Я, как настоятель бывшего мужского монастыря, где служу и до сих пор, данную
мне епископом Кириллом установку в отношении митрополита Сергия передал и
своим сослуживцам священникам: Макарию, Евфимию, Нектарию и Соловьеву Сергию.
Последний из них является высланным по линии ОГПУ.
В данное время наша религиозная община строго придерживается означенной установки,
вполне разделяя высказанный мной взгляд в отношении митрополита Сергия.
За что арестован епископ Кирилл и другие священнослужители, для меня неизвестно.
Из них епископ Кирилл и диакон Александр Кавендров до настоящего времени
находятся в Пензенском изоляторе.
Остальные же мои знакомые, арестованные в 1931г., как-то священник Тонитров,
священник Орлов, председатель церковного совета Дежонов Сергей Ильич и Лычев
Михаил Павлович уже высланы на Соловки. Причину их ссылки я тоже не знаю.
Ни о какой группировке среди церковников мне ничего не известно, и я лично ни
в какой из таковых не состоял и не состою".
В первых числах мая 1932г. архимандрит Иоанникий был из-под стражи освобожден
под подписку о невыезде до окончания следствия.
14 мая 1932г., по окончании следствия, о.Иоанникий был осужден по ст.5810 УК РСФСР
и выслан из пределов СВК на 3 года с прикреплением к определенному месту жительства
и лишением права проживания в 12 пунктах СВК.
По данным [1],[4],[5] приговор 3 года концлагерей