Платонов Семен Федорович Год рождения1898 Месяц рождения1 Место рожденияСанкт-Петербург священник
Родился в семье известного художника-иконописца Федора Константиновича Платонова
(сконч. в 1922г., сын крепостного крестьянина Вологодской губ.) и его супруги
Александры Ивановны (сконч. в 1922г.).
Окончил известную Введенскую классическую гимназию в Санкт-Петербурге.
У Семена была старшая сестра Александра (06.04.188419.11.1941,
духовная писательница, впоследствии игумения Анастасия, погибла в тюрьме) и
старший брат Николай (12.11.188905.03.1942, впоследствии "митрополит" обновленческий,
скончался во время блокады в 1942г., за день до смерти исповедовавшись и
причастившись в православном храме) Родство
Год поступления1917 Год окончания1918
В 1917г. поступил в Петроградскую Духовную Академию, но смог отучиться в ней
только один год из-за закрытия Академии
диакон 1918 Месяц7 МестоПетроград
Резолюцией митрополита Ленинградского Вениамина от 1 июля 1918г. был назначен
на должность псаломщика в Серафимовскую церковь с.Александровское за Невской
Заставой с возведением в сан диакона
Санкт-Петербургская губ., с.Александровское (за Невской Заставой) (Санкт-Петербург), Серафимовская церковь диакон Должность псаломщик Год начала1918 День начала1 Месяц начала7 Год окончания1919 Петроград (Санкт-Петербург), собор св.ап.Андрея Первозванного на Большом пр-те Васильевского острова диакон Год начала1920 Год окончания1922
Служил в Андреевском соборе, руководил Андреевским братством, в совет которого
входили профессор Б.Тураев, профессор С.Зарин, сестра о.Симеона Александра.
Жизнь братства была налажена по уставу: в 7 часов братчики собирались
на молитвенное собрание; монахиня Александра Платонова (впоследствии монахиня
Анастасия) вела беседы по изучению св.отцов; молодой диакон Симеон Платонов дважды
в неделю собирал на спевки хор, певший на ранних обеднях; работала библиотека;
женщины оказывали помощь нуждающимся больным в больнице. По четвергам в соборе
собирались для пения 12 псалмов все желающие и свободные от работы сестры и
братья, которые именно так называли себя, общаясь друг с другом
Петроград Год ареста1922 День ареста29 Месяц ареста6 Обвинение при аресте"принадлежность к нелегально организованному братству"
Был арестован по доносу обновленцев
Петроградский Губотдел ГПУ 14/09/1922 Обвинение"антисоветская деятельность" Приговордело прекратить, подписку о невыезде аннулировать Групповое дело"Дело Петроградских Православных братств. Петроград, 1922г."
Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-88399.
На следствии высказал свое понимание православного братства: "Братство понимаю, как стремление православных прихожан помогать работе церковной участием в устроении благолепия церковных служб, пением в церкви, уборкой храма, поддержанием порядка при богослужении, а также самих себя воспитывать в духе христианского учения. Такое братство есть при Андреевском соборе. Я лично, не будучи братчиком, принимаю участие в работе братства пением и управлением любительского хора"
Петроград, дом предварительного заключения на Шпалерной ул. Год начала1922 День начала29 Месяц начала6 Год окончания1922 День окончания3 Месяц окончания8
Переведен для дальнейшего содержания во 2-й Исправдом с зачислением за
Петрогубревтрибуналом Петроград, 2-й исправительный дом Год начала1922 День начала3 Месяц начала8 Год окончания1922 День окончания18 Месяц окончания8
По постановлению от 18.08.1922г. следователя Петрогубревтрибунала Лютера
из-под стражи освобожден под подписку о невыезде.
14 сентября 1922г. дело было прекращено и подписка аннулирована.
После обращения брата Николая в обновленчество Семен Федорович и его сестра
Александра (монахиня Анастасия), порвали с ним всякие отношения
Петроград (Санкт-Петербург), Русско-Эстонская Исидоровская церковь диакон Год начала1922 Год окончания1924
О.Симеон ушел из ставшего обновленческим Андреевского собора
Ленинград (Санкт-Петербург), Русско-Эстонская Исидоровская церковь иерей Год начала1924 Год окончания1924 Месяц окончания5
До мая 1924г. о.Симеон служил в Русско-Эстонской церкви свщмч. Исидора Юрьевского
при Православном эстонском братстве.
В мае 1924г. о.Симеон покинул Ленинград Курская губ., Щигровский у., с.Большой Гремячий Колодезь (Лядовское) (Курская о., Советский р., с.Ледовское), Крестовоздвиженская церковь иерей Год начала1924 Месяц начала5 Год окончания1930 День окончания10 Месяц окончания8
Орловская губ., Ливенский у. (ЦЧО, Елецкий округ (Орловская о., Должанский р.)), с.Нижнее Долгое, Казанская (Покровская) церковь священник Год начала1931 День начала17 Месяц начала9 Год окончания1932
17 сентября 1931г. епархиальным начальством был направлен служить в Казанскую
церковь с.Нижнее Долгое Елецкого округа
Калининская (Тверская) о., г.Вышний Волочек, Богоявленский собор священник Должность регент народного хора Год начала1937 Год окончания1940 День окончания25 Месяц окончания10
После овобождения о.Симеон вместе со своей женой Софьей Харитоновной и
дочерью Верой поселился в Вышнем Волочке, где жила сестра его жены Матрена
Харитоновна Милюкова и ее муж Милюков Михаил Николаевич, начальник почты
в с.Алексеевском.
О.Симеон не смог получить в Вышнем Волочке регистрацию как священник,
поэтому он служил регентом народного хора в Богоявленском соборе.
Одновременно в 19371939гг. о.Симеон работал в Вышнем Волочке в регистратуре городской
больницы, работал по очистке улиц в горкомхозе, сторожем городского театра,
а с 1939г. сторожем дровяного склада ткацкой фабрики "Парижская коммуна".
Сестра о.Симеона, игумения Анастасия, до 1938г. находилась в заключении в Томской обл.,
а по окончании срока наказания освобождена с запретом проживания в 100-километровой зоне вокруг
крупных городов, избрав местом жительства станцию Малая Вишера Новгородского
округа Ленинградской обл., расположенную недалеко от г.Вышний Волочек,
где жил ее брат о.Симеон. 14 июня 1938г. матушка была взята на учет в органах
НКВД Малой Вишеры и поселилась у освобожденной раньше своей племянницы
Анны Усс, на иждивении которой в дальнейшем находилась. Все церкви в округе
были уже закрыты, и игумения Анастасия периодически ездила в Вышний Волочек
к брату о.Симеону
Калининская (Тверская) о., г.Вышний Волочек, Осташковская, 37 Год окончания1941 День окончания17 Месяц окончания10
В июле 1940г. богослужения в Богоявленском соборе были прекращены.
С этого времени о.Симеон устраивал молебны, всенощные, совершал требы в своем
доме, затем у ревностных прихожан собора члена церковной двадцатки Марии Николаевны
Малышевой и ее мужа Бориса Алексеевича Малышева (Урицкого, 67).
В феврале, марте и апреле 1941г., начавшись с семейного богослужения,
в доме Малышевых периодически совершались тайные богослужения, участники
богослужений называли дом Малышевых "наш кафедральный собор".
Хотя дети Малышевых Модест и Ольга не всегда на тайных богослужениях
присутствовали, в памяти Ольги Борисовны Анисимовой (Малышевой) отчетливо
остались певчие Валентина Троицкая, двоюродная сестра Евгения Андреевича
Яконовского, приводившая с собой и племянницу Леночку, а также жившая неподалеку крупная,
певшая басом, монахиня Рипсимия и певчая Дашенька.
Внешность о.Симеона запомнилась ей огненно-рыжей шевелюрой.
Она очень хорошо запомнила, как однажды они с Модестом были хоругвеносцами,
несли на палочках сшитые мамой шелковые маленькие хоругви, на одной из которых
была Иверская Икона Божией Матери. Они прошли, как послепасхальный крестный
ход, вниз-вверх по лестнице до прихожей, где обычно стоял используемый
в качестве престола столик. На нем больше ничего не делали, только служили.
Эти дважды пройденные 17 ступеней лестницы символизировали обход храма.
Идея о здании подпольного "кафедрального собора" принадлежала о.Симеону Платонову.
Из показаний о.Симеона на допросе в 1941г.: "В дальнейшем подобные службы много проводились и у монахини Рипсимиии, и также в доме Малышевых и у монашки Нектарии раза 23. Службы совершались под воскресенье и некоторые праздничные дни. Последнее время месяца два назад службы у Малышевых и Рипсимии совершенно прекратились, а у Нектарии и Овсянниковой с большими перерывами продолжались до последнего времени... Все службы назначались мною в зависимости от удобного мне времени, иногда по просьбе верующих в том или ином отдельном случае. Для соблюдения конспирации служб к посещению их приглашались ограниченный круг лиц известный со стороны своей глубокой религиозной настроенности, и то после моего согласия. Кроме того, чтобы не привлечь к себе внимание, службы совершались на нескольких частных квартирах как об этом указано выше... Лица, посещавшие службы, друг друга знали, хотя могли не быть между собою знакомы. Знали же они друг друга по службе в соборе. Исключение составляет одна из служб в доме Малышевых, где были 2 лица допущенные мною им не знакомые... Об очередных службах извещал я через квартирохозяев, которые хотя и не обязывались о оповещении лиц, но иногда говорили определенному кругу сами и некоторые узнавали друг от друга. Регулярные сборы служб и назначение места их проводилось мною. В посещении служб не совсем известными лицами для квартирохозяев они доверялись мне. В частности, Малышевы, кроме своей квартиры, других молитвенных собраний не посещали".
25 октября 1940г. Калининским областным Советом депутатов трудящихся
единственные оставшиея в городе церкви Богоявленский собор и Пятницкая
кладбищенская церковь были официально закрыты.
Верующие старались убедить Советскую власть в необходимости возобновления богослужений в соборе.
О.Симеон составил коллективное ходатайство, и в феврале 1941г. староста Михаил
Романович Данилов вместе с М.Н.Малышевой и священником Иоанном Вошуковым ездил
в Москву в Верховный Совет с коллективным ходатайством об открытии собора,
но безрезультатно: 26 февраля 1941г. решение Верховного Совета подтвердило
закрытие Богоявленского собора.
Службы в доме Малышевых продолжались с января 1941г., всего было около 10 служб,
последняя в апреле 1941г. По инициативе главы семейства, опасавшегося репрессий,
службы там были прекращены и продолжались в доме, где проживала монахиня Рипсимия
(Кирова (Б.Садовая), 69); когда летом 1941г. вернулись из деревни хозяева дома,
у которых она проживала как смотрительница, ей пришлось покинуть дом. После этого
службы продолжались у Т.А.Овсянниковой, члена церковного совета (Воровского, 34).
С началом Великой Отечественной войны о.Симеона призвали в армию, и он на
призывном пункте просил зачислить его армейским санитаром, но затем его освободили
от службы по здоровью.
О.Симеон стал работать табельщиком хозяйственного отдела и счетоводом подсобного
хозяйства фабрики "Парижская Коммуна".
17 июля призвали в армию мужа М.Н.Малышевой, Бориса Алексеевича Малышева,
его взяли киномехаником в запасной полк, стоявший в бывшем Казанском монастыре,
переименованном в Красный Городок.
В августе 1941г. Марию Малышеву направили на рытье окопов, где она заболела
дизентерией и возвратилась совершенно больной.
Игумения Анастасия вместе со своей племянницей Анной (Усс) 5 сентября 1941г.
в связи с объявленной эвакуацией выехала из Малой Вишеры и отправилась к брату.
К тому времени Вышний Волочек оказался в прифронтовой полосе, и матушка,
обратившись в местное отделение милиции, как "социально-опасная", получила отказ
в прописке. Не желая покидать родных, она все-таки вместе с племянницей Анной Усс
осталась жить в городе в доме Малышевых и участвовала в тайных богослужениях
на дому как псаломщица и певчая.
Марии Малышевой становилось все хуже и хуже, и ее отправили в больницу. Месяц
без мамы дети ее провели в доме с четыремя "нянями", которыми стали игумения
Анастасия с Анной (Усс) и еще две беженки Валентина Караухова и монахиня
Марина (Изотова).
За 2 дня до ареста Мария Малышева возвратилась из больницы в этот "Ноев ковчег".
Накануне ареста старшина Борис Малышев получил приказ готовиться к отправке на
фронт
Калининская (Тверская) о., г.Вышний Волочек Год ареста1941 День ареста17 Месяц ареста10
17 октября утром к о.Симеону от Малышевых пришла Валенина Николаевна Троицкая
с запиской от его сестры, игумении Анастасии. В записке содержалась просьба
к о.Симеону разрешить дать Святые Дары для причащения Бориса Малышева, уходящего
на фронт, в случае, если ему удастся перед этим побывать дома, а также и вопрос
к о.Симеону о возможной воскресной службе, на которую может прийти Анна (Усс).
В этот момент в дом к о.Симеону пришли работники НКВД, чтобы арестовать его.
Валентина Николаевна Троицкая оказалась понятой при его аресте и обыске. В руки
чекистов попала записка, найденная у Валентины Николаевна Троицкой, и она тоже
была арестована и уведена вместе с о.Симеоном.
18 октября были арестованы и другие участники тайных богослужений:
сестра о.Симеона игумения Анастасия, Михаил Романович Данилов; Мария Николаевна
Малышева была взята на одре болезни дома, а ее муж Борис Алексеевич Малышев был
арестован в части в Красном Городке.
Арестованные были заключены в тюрьму г.Вышнего Волочка
Военный Трибунал войск НКВД по охране тыла Северо-Западного фронта 24/10/1941 Обвинение"активный организатор нелегальных сборищ, где наряду с совершением религиозных обрядов, проводил антисоветскую деятельность" Статьяст.5810 ч.2,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел, конфискация имущества, 5 ноября 1941г. заменен на 10 лет ИТЛ Групповое дело"Дело тайной церковной общины. Вышний Волочек, 1941г."
ТЦДНИ. Ф.7849. Д.28304-с.
Кроме записки к о.Симеону от игумении Анастасии, перехваченной сотрудниками НКВД
у В.Н.Троицкой, "уликами" преступления стали конфискованные письма, фотографии,
церковные книги, а также рукопись бывшего полковника Царской армии А.А.Давыдова
"Для заметок религиозного содержания" (он до 1939г. проживал у Малышевых и после
переезда в Лугу оставил у них свою тетрадь с записями).
Арестованные обвинялись в том, что "в условиях военного времени принимали участие
в нелегальных сборищах на частных квартирах социально-опасных лиц, где наряду
с отправлением религиозных обрядов проводилась антисоветская деятельность",
а о.Симеон еще и в совершении этих нелегальных богослужений.
О.Симеон признал себя виновным только в проведении нелегальных служб для узкого
круга лиц, известных свой "глубокой религиозностью" и хорошо знакомых священнику.
Остальные обвиняемые признали свою вину лишь частично, в основном, только факт
своего присутствия на богослужениях.
Из показаний В.Н.Троицкой впоследствии на допросе об о.Симеоне и его семье: "Наше знакомство состоялось в 1939г. в зимнем соборе и продолжалось по настоящее время... ...Сам Платонов являлся священником, а его жена человек верующий. Семья мне понравилась как очень хорошая, и я стала их изредка навещать".
Позже она вообще отказалась давать показания, заявив на допросе: "Я готова идти даже на смерть, но пусть пострадаю одна, но никого не выдам".
22 октября 1941г. было составлено обвинительное заключение с разоблачением
"антисоветской группировки" из шести человек.
Из обвинительного заключения: "Материалами предварительного и судебного следствия установлено, что на протяжении с октября месяца 1940 года и 1941 год подсудимые ПЛАТОНОВ С.Ф., ДАНИЛОВ М.Р., МАЛЫШЕВ Б.А., МАЛЫШЕВА М.Н., ПЛАТОНОВА А.Ф. и ТРОИЦКАЯ В.Н., будучи враждебно настроенными к существующему советскому строю, системаитически наряду с нелегальным отправлением религиозных обрядов, как в своих квартирах, так и в других квартирах, проводили антисоветскую деятельность... Подсудимый ПЛАТОНОВ С.Ф., будучи служителем религиозного культа (священник) являлся инициатором и организатором нелегальных сборов, участником этой антисоветской группы лиц. Проводил в своей квартире, в квартире Малышевых и других религиозные обряды по всем правилам церковной службы. Кроме этого, ПЛАТОНОВ проводил среди этой группы лиц антисоветскую агитацию... ".
24 октября 1941г. состоялось заседание Военного Трибунала войск НКВД
по охране тыла Северо-Западного фронта в закрытом порядке, без вызова свидетелей.
Несмотря на то, что никто из обвиняемых свою вину полностью не признал и фактических
доказательств их "антисоветской деятельности" не имелось, приговор был очень
жесток: игумению Анастасию (Платонову), Малышевых и В.Н.Троицкую
приговорили к 10 годам ИТЛ, о.Симеона Платонова и М.Р.Данилова к расстрелу.
5 ноября 1941г. Военный Трибунал после протеста прокурора Северо-Западного фронта
пересмотрел приговор, и он был заменен на 10 лет ИТЛ для о.Симеона и М.Р.Данилова
Калининская (Тверская) о., г.Вышний Волочек, тюрьма N 6 Год начала1941 День начала17 Месяц начала10
Во время следствия содержался в Вышневолоцкой тюрьме.
После вынесения приговора отправлен в ИТЛ ИТЛ Год начала1941
Дальнейшая судьба о.Симеона Платонова неизвестна.
По данным [4] скончался в лагере.
По данным [6] из лагеря был освобожден.
Игумения Анастасия (Платонова), умерла в Вышневолоцкой тюрьме через месяц после
вынесения приговора