Арсений (Корди Борис Григорьевич) Год рождения1907 День рождения21 Месяц рождения6 Место рожденияВладимирская губ., г.Иваново-Вознесенск архимандрит Специальностьхудожник-макетчик
Из обрусевших греков. Рано лишился матери, жил с отцом (железнодорожным
служащим) и сестрами в г.Ростове Ярославской губ. В 1917г. после смерти отца
остался сиротой и был отдан в детдом типа трудовой колонии с сельскохозяйственным уклоном,
расположенной под Москвой, около г.Пушкино. Там он учился в школе 2-ой ступени.
Религиозность Бориса проявилась с детства. Это была наивная, церковного склада
религиозность, воспитанная еще в семье. Большое влияние на мировоззрение
Бориса оказал преподаватель математики в школе Олег Поль (Бурданов)
(позднее иеромонах о.Онисим), который заменил осиротевшему мальчику отца.
Если в начале Борис колебался между теософией, последователями
которой были многие из педагогов школы, то под влиянием Олега мировоззрение
Бориса определилось, как глубоко православное.
В 1924г. школа закрылась. Борис успел закончить только 7 классов и поступил в
Абрамцевское художественное училище, где обучался резьбе по дереву.
Дружба и переписка с Олегом Полем, который уехал и поселился в тайном скиту возле
Красной Поляны (горный район Абхазии), не прерывалась.
Сначала Борис ездил к Олегу (Полю) в гости, но потом созрело желание
ехать на Кавказ насовсем и принять, как Олег, монашество.
В 1926г. он уехал на Кавказ Родство
Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), пос.Дмитриевский, местечко Змейка, пустынь Красная Поляна, скит свт.Николая Должность послушник Год начала1926 Год окончания1927
Борис Корди приехал к Олегу Полю.
Он поселился в келлии в тайном скиту свт.Николая, находившемся в Абхазии
между Хостой и Красной Поляной.
Стал, как и Олег Поль, послушником у руководителя скита, иеромонаха-скитника
Дамиана (Бондаренко)
монах Арсений 1927 День6 Месяц4 МестоСеверо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), местечко Змейка, пустынь Красная Поляна, скит свт.Николая
Тайно пострижен в мантию с именем Арсений иеромонах 1929 Месяц5 МестоСеверо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край), подземная церковь Серафимо-Тихвинского тайного женского скита Кто рукоположилепископ Варлаам (Лазаренко)
Был тайно возведен в сан иеромонаха епископом Варлаамом (Лазаренко).
Получил благословение епископа Варлаама на служение в ските свт.Николая под
руководством о.Дамиана (Бондаренко)
Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), пос.Дмитриевский, местечко Змейка, пустынь Красная Поляна, скит свт.Николая монах, иеромонах Год начала1927 Год окончания1929
После обнаружения скита агентами ОГПУ в 1929г. (по доносу обновленцев) скит был
разгромлен. Все монахи-скитники были арестованы
Северо-Кавказский край, Черноморский округ, пос.Дмитриевский, местечко Змейка, пустынь Красная Поляна, скит свт.Николая Год ареста1929 День ареста7 Месяц ареста10
Был арестован 7 (10?) октября 1929г. по делу Черноморского филиала к/р
церковно-монархической организации "ИПЦ".
Из родственников в анкете арестованного указаны три сестры
тройка при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и ДССР 27/02/1930 Обвинение"участник Черноморского филиала к/р церковно-монархической организации "ИПЦ", распространял воззвания епископа Варлаама Статьяст.5810 ч.2,5811 УК РСФСР Приговор5 лет концлагерей Групповое дело"дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко), 1930г."
Из материалов дела:
На допросе 12 октября 1929г. показал: "Приехал на Кавказ к Олегу Полю, был пострижен в апреле 1927г."
Назвать имя постригшего его иеромонаха отказался.
Показал: "Во иеромонаха был рукоположен епископом Варлаамом в подземной церкви и получил благословение на служение в ските свт.Николая под руководством о.Дамиана (Бондаренко)".
На допросе 14 октября 1929г. показал: "Познакомился с Олегом Полем в Пушкинской колонии, оба отрицательно относились к митрополиту Сергию (Страгородскому)".
На допросе 18 октября 1929г. показал: "На территории Черноморского и Майкопского округов была нелегальная организация скитов и общин, боролись с Соввластью путем распространения ее воззваний, но не ставили своей задачей вооруженную борьбу с Советской властью".
На допросе 23 октября 1929г. показал: "Советское правительство ненавистно русскому православному народу из-за гонений на религию, но кроме того, возбуждает негодование среди крестьян своей экономической политикой".
На допросе 20 ноября 1929г. показал: "Считаю Советскую власть властью Антихриста. Считаю своим долгом борьбу с ней путем разъяснения православным невозможность сотрудничества с ней. Выступаю за восстановление монархии".
На допросе 21 ноября 1929г. показал: "Предки были итальянцы, евреи из немцев и греки. Себя считаю чисто русским. Считаю, что религия и царский строй поддерживают друг друга".
Из 14 монахов скита не расстреляли одного лишь о.Арсения, как самого юного,
а сослали его в дальний лагерь Сибири
Краснодарский край, г.Сочи, арестное помещение при Сочинской погранкомендатуре Год начала1929 День начала10 Месяц начала10 Ростов-на Дону, тюрьма Год окончания1930 Актюбинск Год начала1930 Год окончания1935
Находился в ссылке в Актюбинске в 1935г., позднее был отправлен в Алма-Ату
на поселение Казахстан, г.Алма-Ата Год начала1935 Год окончания1935
По сведениям о.Михаила Польского [1], он провел в лагерях 8 лет.
В лагерях приобрел специальность гидротехника.
Начальство лагеря оценило его кроткий характер и трудолюбие. По сведениям [2]
был освобожден досрочно
Казахстан, г.Алма-Ата, Транспортная, 44 Год начала1935 Год окончания1936
После освобождения из заключения находился в Алма-Ате и был усыновлен матерью
Олега Поля Бурдановой Мариной Станиславовной, которая потеряла единственного
сына и приняла тайное монашество.
Марина Станиславовна преподавала в музыкальном училище.
О.Арсений много работал художником-оформителем выставок, музеев и т.п., а также
работал гидротехником.
Хорошо зарабатывал и систематически помогал в тяжелых условиях ссылки
многим ссыльным, в том числе и митрополиту Иосифу (Петровых):
Доставал питание, затем после разрешения митрополиту жить в других условиях,
устроил ему в г.Чимкенте комнату для спокойной жизни, достал цитру, затем
фисгармонию, что для митрополита Иосифа, большого музыканта, было радостью.
На жизнь себе и на материальную помощь митрополиту Иосифу о.Арсений зарабатывал
производством макетов различных предметов для музеев.
О.Арсений был очень любим митрополитом Иосифом.
В 1935г. в Алма-Ате была организована митрополитом Иосифом, отбывавшим ссылку в
г.Мирзояне (Джамбуле), катакомбная (иосифлянская) церковь.
Митрополит осенью 1935г. возвел в сан архимандрита приезжавшего к нему
иеромонаха Арсения, которого называл ласково "Внуча". Казахстан, г.Алма-Ата, ул.Гончарная Год начала1936 Год окончания1937
Отец Арсений сам построил домик, который украсил резьбой.
В доме была вырыта в земле церковь.
Из рассказа непосредственной свидетельницы: "В передней был люк, покрытый ковром. Снималась крышка и под ней лестница в церковь. В подвале в одном углу было отверстие в земле, заваленное камнями. Камни отнимались и, совсем согнувшись, нужно было проползти три шага, чтобы войти в крошечный храм. Много образов и горели лампады. Митрополит Иосиф был очень высокого роста, и все же два раза приезжал сюда и проникал к церковь. Создавалось особое настроение, но не скрою, что страх быть обнаруженным во время богослужения, особенно в ночное время, трудно было побороть. Когда большая цепная собака поднимала лай во дворе, хотя и глухо, но все же было слышно и под землей, то все ожидали окрика и стука ГПУ".
Архимандрит Арсений отличался большой ревностью и аскетизмом, был требователен
к себе и своей пастве, соблюдал весь монашеский устав, не терпел никаких от
него отступлений и послаблений
тройка при УНКВД по Алма-Атинской обл. 15/11/1937 Обвинение"а/с деятельность, организация нелегальной церкви, руководство к/р монархической церковной организацией, связанной с митрополитом Иосифом (Петровых), помощь ссыльным священнослужителям и монахам" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Из материалов следственного дела (показания его на допросе): "В Алма-Ате по прямой директиве Иосифа Петровых, отбывавшего ссылку в г.Мирзояне, к осени 1935г. мною [Борисом Корди] создана антисоветская повстанческая группа. Для получения установок по развертыванию антисоветской деятельности Алма-Атинской группы я неоднократно приезжал к Петровых, а он, с этой же целью приезжал в Алма-Ату два раза. Должен добавить, что в одну из поездок к Петровых в 1935г. он завербовал меня в организацию в качестве попа нелегальной церкви. Организацию нелегальной церкви Петровых одобрил и во время самого приезда в Алма-Ату в 1936г. он сам проводил службу в нелегальной церкви. Когда мы с Бурдановой жили на Транспортной улице N 44, нелегальная церковь была построена в подвале. Затем, строя собственный дом по ул.Гончарной, я в этом доме построил комнату для нелегальной церкви, которую тщательно замаскировал под видом моей домашней мастерской. В своей квартире я систематически устраивал нелегальные сборища, на которых участвовали члены группы".
Из обвинительного заключения: "Борис Корди... являясь участником антисоветской монархической террористической организации церковников, по прямой директиве руководителя организации митрополита Иосифа (Петровых), осенью 1935г. в Алма-Ате создал из репрессированного ранее элемента и возглавил антисоветскую монархическую террористическую-повстанческую группу церковников, ставившую своей задачей оказать активную помощь фашистским странам в свержении советской власти в момент войны, путем создания повстанческой группы, совершения террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства. Корди организовал в своей квартире нелегальную церковь, используя ее для проведения нелегальных сборищ и развертывания антисоветской деятельности... Виновным себя признал"