Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и ДССР
27/02/1930
Обвинение "руководитель ячейки бродячих монахов и участник Черноморского филиала подпольной церковно-монархической организации "ИПЦ", а/с агитация, направленная на срыв мероприятий Советской власти"
Статья ст.5810 ч.2,5811 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко), 1930г."
ОписГрупДела
Иеромонах Онисим открыто высказывал перед судьями свои убеждения.
Из материалов дела:
"На допросе 23 января 1930г. показал, что
в августе 1929г. действительно беседовал с епископом Варлаамом,
который искал для себя на год место в горах, чтобы удобно было к нему
ходить.
В горах много отшельников 200 мужчин и 100 женщин. Центр их в Псху.
Сам жил с Б.Корди и о.Даниилом (Бондаренко).
Хотели организовать общину в Адлере.
Утерянные им на шоссе воззвания были даны ему епископом Варлаамом для
распространения".
"На допросе 13 октября 1929г. показал:
"После Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Советская власть
использует духовенство в своих интересах".
"На допросе 17 октября 1929г. показал, что
"Существующая в Черноморском округе организация нелегальных скитов,
возглавляемая епископом Варлаамом, включает в свою деятельность
борьбу с Соввластью. Вступил в эту организацию сознательно.
Распространял различные листовки.
Заявил, что Соввласть власть сатанинская".
"На допросе 21 ноября 1929г. показал, что
"Хотя предки его были немцы, поляки и евреи, считает себя чисто русским.
Согласен с епископом Варлаамом, что безбожная Советская власть не может
быть признана Церковью".
Признал себя виновным в том, что
"Состоял в руководящей головке организации, ставящей целью борьбу с Соввластью".
Выписки из документов, изъятых у иеромонаха Онисима при аресте:
"Коммунизм расходится не только с Православием, а со всякой религией,
и при таких обстоятельствах говорить об их соединении значит хотеть
соединить несоединимое",
"Обновленцы стремились к тому, чтобы, по образному выражению
Скворцова-Степанова, предпосланному как предисловие к "Декларации"
митрополита Сергия, "каким-либо пост..[нрзб] поставить крест так,
чтобы рабочему померещился в нем молот, а крестьянину серп"".
Иеромонах Онисим описал судьям свою экономическую систему, (близкую к учению
Г.Джорджа), которая, как ему казалось, могла экономически спасти Россию.
Из следственного дела:
"Рукопись О.Поля "Хозяйство человека" конгломерат буржуазных теорий,
ставит законы экономического развития в зависимость от "высшего
духовного существа, управляющего миром [Бога], противоречит
марксистской теории диалектического материализма.
Автор стоит на рельсах отрицания классовой борьбы в обществе, и вообще
отрицает наличие классов".
Иеромонаху Онисиму предлагали ценою сохранения жизни отказ от своего
мировоззрения и переход на работу в органы безопасности, но он категорически
отказался