Михайлов Филипп Петрович Неточная дата рождения1883(1881?)г. Место рожденияТомская губ., Мариинский у. (Кемеровская о., Ижморский р.), с.Красный Яр (Красноярское) иерей
Родился в 1883(1881?)г. в семье казака ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1907г.]
[до 1919г.]
Томская губ., Томский у., с.Ново-Алексеевское иерей Год начала1912 День начала26 Месяц начала1 Год окончания1912 День окончания4 Месяц окончания8 Томская губ., Барнаульский у., с.Боровлянское иерей Год начала1912 День начала4 Месяц начала8 Год окончания1914 День окончания16 Месяц окончания9 Томская губ., Мариинский у. (Кемеровская о., Ижморский р.), с.Красный Яр (Красноярское), Успенская церковь иерей Должность настоятель Год начала1914 День начала16 Месяц начала9 Год окончания1919 День окончания25 Месяц окончания5
О.Филипп был женат, в семье было трое детей
серебряная медаль в честь 10-летия учительской деятельности крест и бронзовая медаль в честь 300-летия Дома Романовых
Кончина
1919 День25 Месяц5 убит большевиками МестоТомская губ., Мариинский у. (Кемеровская о., Ижморский р.), с.Красный Яр (Красноярское)
Убит объединенными отрядами большевиков (бандой "красных-партизан") под руководством
В.П.Шевелева и П.К.Голикова вместе с псаломщиком Василием Скворцовым
12/25 мая 1919г.
Вот что сообщали об этом Томские Епархиальные Ведомости (N 12 за 1919г.): "В ночь на 12 мая в с. Красноярское, Мариинского уезда, нагрянула банда красных и сразу вступила в перестрелку с милицией. Милиционеры, расстреляв патроны, удалились. Утром 12-го двое из красных (по уверению красных Лутков и Голиков) явились в дом священника о.Филиппа Михайлова и потребовали с него контрибуцию в 5000 р. Таких денег у о.Филиппа не оказалось, и он выдал им имевшиеся налицо 3000 руб. Бандиты поблагодарили, но заявили, что этих денег мало и посоветовали о.Филиппу выпросить денег взаймы у крестьян. Батюшка пошел искать по селу деньги, а бандиты сняли вооружение, верхнюю одежду и расположились отдохнуть, при чем вступили в беседу с хозяйкой. "Знаете-ли, мы караем только провокаторов и доносчиков. Будьте корректны, и мы Вас не тронем". Батюшка принес 2000руб., отдал их бандитам и бандиты удалились, пообещав полную безопасность всему семейству о.Филиппа. К вечеру 13 мая, из дома священника стали наблюдать, что крестьяне начали складывать имущество и увозить за село. На вопрос о причине этого, крестьяне объявили, что ожидается карательный отряд и они опасаются, что их село будет выжжено за сочувствие красным. Посоветовавшись, священник и псаломщик решили, что они, как люди нейтральные, не имеют чего опасаться с той и другой стороны, потому могут остаться ночевать дома. Впрочем и бежать было некуда. Крестьяне выезжали на заимки, а у причта, конечно, никаких заимок не было. Во всяком случае ночь провели в тревоге. О.Филипп ночью долго молился и читал акафист Божией Матери. Утром жена священника в окно увидала двух зверообразных красногвардейцев, которые верхом на конях подъезжали к их дому, и вышла к ним навстречу. На улице они увидели, что сюда же местный большевик хулиган Галкин привел псаломщика Василия Венедиктовича Скворцова. Из разговора красногвардейцев выяснилось, что страшная беда по неизвестной причине грозила и Скворцову, и священнику. Матушка хотела предупредить мужа, но не успела. Хулиганы вошли в дом и потребовали, чтобы священник шел за ними. Жена священника, дети и его престарелая мать стали упрашивать негодяев отпустить батюшку, предлагали им взять все, что есть в доме. Матушка хватала негодяев за руки, просила: "Если есть против нас какое обвинение, то гоните меня по селу плетьми, только оставьте батюшку". Злодеи были неумолимы и чуть не убили прикладом бедную женщину. Подчинившись своей участи, о.Филипп, благословив жену и детей, простился с тещей и матерью и отправился на свою голгофу. За ним побежала жена с воплем и просьбами. Посредине села, упомянутый выше Галкин, загородив дорогу жене священника, заявил, что он убьет ее, если она сделает еще шаг вперед. Матушка возвратилась немного назад с намерением бежать за мужем другой дорогой. Здесь она встретила дочь псаломщика Скворцова, которая ехала за своим отцом и поехала на телеге вместе с ними. Дорогой повстречался им красногвардеец, который шепнул что-то кучеру, везшему обеих женщин, и кучер отказался везти их дальше. Здесь матушку догнали ея дети и стали ее уговаривать возвратиться домой. Пришлось подчиниться участи. Между тем с обреченными на смерть, как передают очевидцы, случилось следующее. Священник сначала шел пешком, а потом выбился из сил и упал. Случайно проезжал около этого места крестьянин на телеге. Священника и псаломщика посадили на телегу и повезли дальше. Священник держал себя мужественно и только молился. Псаломщик страшно волновался и рвал на себе волосы. Оба они не знали, за что их хотят убивать. Впоследствии выяснилось, что батюшку обвинил в сношении с Правительством [Российское правительство адмирала А.В. Колчака] учитель Златогорской школы Алексеев, у которого Лутков стоял со своим штабом.... Алексеев потом был расстрелян по суду. На псаломщика донесла солдатка, что он состоял секретарем попечительства о мобилизованных, обделив ее когда то пособием. Подъезжали к месту казни. Бедный Василий Венедиктович в безумном ужасе сделал попытку бежать. Красноармейцы ударили его прикладами, а батюшка взял за руку и сказал: "Василий Венедиктович, скоро конец нашим страданиям, мужайся, ибо претерпевший до конца спасен будет". Приехали в осинник. О.Филипп, по требованию, слез с телеги и попросил позволения помолиться.
"Будет тебе, всю жизнь молился". Однако-же о.Филипп успел положить четыре земных поклона, мужественно встал перед своими убийцами, скрестивши руки ("храбрый поп!" говорили потом бандиты), и сказал: "Стреляйте, только разом и в одно место". Раздалось четыре выстрела, одна рука батюшки откинулась в сторону, другая осталась на груди и он, как сноп, повалился бездыханный на землю. Пришла очередь несчастного Василия Венедиктовича. В ужасе рванулся он в сторону от бандитов и был пристрелен ими в затылок. Сделав дело, вся компания отправилась обратно в село. Здесь принялись грабить принадлежащее священнику имущество; тащили ковры, шубы, подушки; ломали шкафы, ящики; приглашали к грабежу также и местных обывателей, и многие из них этим делом занялись с удовольствием, а некоторые, под видом грабежа, старались спасти для несчастного семейства хоть что-нибудь. Матушка с детьми в это время укрывалась у одной бедной вдовы. Скоро до нее дошел слух, что ее решили поднять на штыки. Пришлось укрыться в другом доме к одному крестьянину, который и укрыл их под полом. Здесь они прожили еще дня три-четыре. Далее крестьянин отказал им в приюте, и они ночью, ползком крадучись, пробрались снова к ранее приютившей их вдове. Новое их местопребывание стало известно красной банде и к ним был послан один красноармеец, имевший, повидимому, приказание покончить с ними. Посланный был знаком с семейством священника, и выполнить приказание ему было неловко. Он страшно волновался, поминутно просил воды и спрашивал: "Покажите мне Женю [маленький сын священника]. Где Женя? Жаль мне Женю". В руках у него был наган, которым он нервно вертел во все стороны. Наконец, быстро вскочив на ноги, он направился к двери и на ходу сказал: "Судьба ваша до завтра". Завтра же пришел правительственный отряд, и измученное семейство было спасено, пробыв под страхом смерти 9 суток. Банда же, конечно, бежала. Шестидесятилетняя мать о.Филиппа, как оказалось, следовала за сыном до места казни, здесь была узнана, избита прикладами до полусмерти и брошена с моста в болото. Здесь ее нашли крестьяне и еле живую привезли в соседнюю деревню. После смерти священника Михайлова осталось трое сирот, жена, мать и теща. После смерти псаломщика Скворцова 8 человек сирот".
По сведениям старожилов, казненные были очень уважаемыми людьми в селе и
похоронены местными жителями в с.Красный Яр, с восточной стороны у церкви
Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь была снесена в 1970-х гг.
Вместе с церковью были снесены и могилы священника и псаломщика, а также
местного купца Пушилина И.Ф., выделившего деньги на постройку церкви.
На месте церкви был воздвигнут мемориал воинам-односельчанам, погибшим на фронтах
Великой Отечественной войны.
О храме напоминает только сохранившаяся кедровая роща, посаженная жителями
села вокруг новопостроенной церкви, и поклонный крест, установленный в 2000г.