[back][up level][first][previous][next][last]
    Григорьев Петр Федорович 
    Год рождения 1895 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Курская губ., г.Обоянь 
    священник 
    По данным [6, Книга памяти Курской обл.] и [Д3] — место рождения — г.Казань,
    по данным [Д4] — г.Нижний Новгород.
    Родился в семье личного дворянина, потомственного гражданина г.Обояни,
    действительного статского советника Федора Григорьева, который служил наблюдателем
    за Курско-Орловским лесничеством
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1919г.] [1919-1930гг.] [1930-1937гг.] [1937г.]
      Образование
        Курская Духовная Семинария
        Год окончания 1916 
        Санкт-Петербургская Духовная Академия
        Год поступления 1916 
        Год окончания 1917 
        Во время февральской революции 1917г. находился в Петрограде.
        В 1919г. венчался с девицей Зинаидой Ивановной (1893г.р.), дочерью курского
        мещанина
      Рукоположение
        иерей 
        1919 
        Место Курская губ. 
      Служение
        Курская губ., г.Обоянь, Смоленская церковь 
        священник 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1930 
        По свидетельству жены (в 1958г.), во время гражданской войны, когда Белая Армия
        отступала из города, и некоторые из священнослужителей ушли вместе с белыми,
        о.Петр остался в Обояни, заявив, что служит народу и поэтому остается с народом.
        За время служения в священном сане о.Петр приобрел широкую известность среди
        верующих и стал объектом пристального внимания сотрудников ОГПУ.
        Был лишен избирательных прав как священнослужитель
      Места проживания
        Курская о., ул.Луначарского, 59 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 2 
        В 1928г. в семье о.Петра и матушки Зинаиды Ивановны родилась дочь Ольга
      Аресты
        Курская о., г.Обоянь 
        Год ареста 1930 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 2 
        Был арестован поздним вечером у себя на квартире и отправлен в Обоянский Домзак
      Осуждения
        Постановление Курского Областного отделения ОГПУ 
        16/06/1930 
        Обвинение "систематическая а/с и антиколхозная агитация, уговаривал крестьян не вступать в колхоз" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор дело прекратить из-за недостаточности материалов для обвинения (руководствуясь ст.161 и ст.202–2 УК РСФСР), из-под стражи освободить 
        Из показаний церковного сторожа сотрудники ОГПУ выяснили, что к о.Петру часто
        приезжали крестьяне из соседних деревень, по разговорам, служили у о.Петра
        на дому молебны.
        Из других источников стало известно, что в квартире священника о.Петра была
        устроена специальная молитвенная комната, где он часто служил молебны и читал
        акафисты. Некоторые из акафистов были составлены им самим.
        Из обвинений:
             
        "Подследственный Григорьев — человек крайне антисоветски настроенный"
             "Ведет антисоветскую агитацию в открытой и скрытой форме, но в церкви во
              время проповеди он крайне осторожен и никогда ничего лишнего не говорит,
              потому что боится ареста".

        В конце марта 1930г. о.Петр был переведен в Курский Домзак.
        Прихожане, возносившие молитвы об освобождении о.Петра, обратились в Курское ОГПУ
        с "Заявлением-прошением":
             "...Верующие остались без служителя, нашего доброго человека. А другой
              священник, немощный старик более 80 лет, при старости своих лет не может
              исправлять обязанности служителя культа. При верующих хотя и есть
              прикомандированный священник, но мы его не желаем, и он один не в состоянии
              исполнять все требы... [О.Петр] против Закона не учил, проповедей против
              Советской власти не говорил, а учил нас подчиняться власти.
              Был добрым человеком, помогал бедным и последнюю копейку отдавал неимущим.
              И для нас, верующих, он... является незаменимым наставником.
              Мы просим Окружное ГПУ сделать распоряжение об освобождении его
              из-под стражи с отдачей его нам на наше поручительство".

        Под этим заявлением поставили подписи более трехсот прихожан.
        16 июня 1930г. следствие по делу о.Петра было прекращено "за недостаточностью
        материалов для предания суду", и на следующий день он был освобожден
      Места заключения
        Курская о., г.Обоянь, Домзак 
        Год начала 1930 
        День начала 5 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 3 
        Курск, Домзак 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1930 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 6 
        Провел в заключении четыре с половиной месяца: весь Великий Пост, Пасху и
        Пятидесятницу. Был освобожден 17 июня 1930г.
      Служение
        Курская губ., г.Обоянь, Смоленская церковь 
        священник 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1931 
        Вскоре после освобождения, в 9-ю пятницу после Пасхи — в день празднования Курской
        Коренной иконы Божией Матери "Знамение" в Курске состоялась встреча о.Петра
        с архиепископом Курским Дамианом (Воскресенским).
        Вернувшись в Обоянь, о.Петр рассказывал, что Владыка говорил ему
        о "терпении, терпении и терпении", а о сроке, до которого нужно терпеть —
        ничего не сказал, но это было и так ясно — надвигалась новая волна репрессий,
        во время которых "претерпевший же до конца, спасется" (Мф. 10.22).
        И архиепископ Дамиан, и священник Петр сохранили верность Христу до конца своей
        жизни, претерпев мученическую кончину.
        23 марта 1931г. был арестован и заключен в Обоянский Домзак Обоянский благочинный
        о.Герман Руденко. О.Петр ежедневно передавал о.Герману в тюрьму обеды.
        После ареста о.Германа Руденко владыка Дамиан принял решение официально не
        назначать благочинных, чтобы не "подсказывать" властям очередность арестов,
        а неофициально возлагать функции благочинных на наиболее способных к этому
        священников.
        О.Петр, по поручению владыки Дамиана, взял на себя дополнительное послушание —
        выполнять неформальные функции благочинного.
        Его самоотверженное служение вызывало огонь властей.
        Некоторые показания об о.Петре, данные впоследствии свидетелями по
        делу 1931–1932гг., дают довольно объективное представление о нем, как о
        любимом народом и ревностном пастыре:
            "Григорьев пользуется авторитетом не только в городе, но чуть ли не во всем
             уезде. Говорил почти каждый день проповеди, касаясь безбожия соввласти и
             современной молодежи. Убеждал молодежь бросить свои убеждения и вспомнить
             о церкви".
            "Еще в ученические годы своим отчуждением от товарищей показывал себя каким-то
             особенным".
            "Из всего духовенства наиболее способный и даровитый отец Петр Григорьев,
             который может объединить массу на религиозной почве...
             Из известных мне лиц Обояни и окрестных сел... нет врагов Советской власти".
            "Григорьев говорил:
                  "Люди, отвергшие Евангелие, ни на что хорошее не способны".
            "Горожане и жители окрестных сел видели в Григорьеве чуть ли не праведника,
             человека святой жизни,, который может разрешать разные житейские недоумения,
             и поэтому многие обращались к нему за советами. Все это выдвигало Григорьева
             на первый план...
             Он был душой общества... Имел связи и знакомства в разных слоях общества:
             среди духовенства, деревенского населения, буржуазии и интеллигенции, на
             которую в особенности хотел влиять... Не оставлял без попечения и молодых
             людей, стараясь прививать им свои идеи и воззрения...
             В понедельник и пятницу к нему домой приходили и приезжали толпы окрестных
             крестьян с просьбой отслужить молебен, помолиться за болящих и пособороваться".
             ...Любил природу, ценил искусство и сам обладал литературным талантом.
             Писал акафисты, составлял службы, молитвы и сочинял духовные стихи...
             Это притягивало к нему людей...
             Постоянным участником молитвенных собраний в доме отца Петра был друг
             его детства — Елена Владимировна Чекарн, учительница, дочь действительного
             статского советника...
             Григорьев относился с особым почтением к некоей старухе по имени Матрена
             Гавриловна из села Зорино под Солнцево [речь идет о почитаемой
             в Курском крае старице Мисаиле (в миру Матрене Гавриловне Зориной)],
             которая бывала у него несколько раз в Обояни и выдавалась им за святую и
             прозорливицу, способную предсказать будущее....
             О политических убеждениях Григорьева трудно что-нибудь сказать, так как он
             об этом вообще не любил говорить, отделываясь шуточками, балагурством...
             Внешне он всегда был строго лоялен...
             Конечно, трудно предположить, чтобы Григорьев, как и вообще все духовенство,
             чувствующее себя обиженным, относился сочувственно к власти... ".

        В жизнеописании священномученика Павлина Крошечкина (епископа Рыльского) упоминается
        "обоянский священник Григорий Петров, наделенный незаурядным поэтическим
        талантом", и что "им были составлены несколько акафистов, заупокойная служба
        и служба святому Павлину Ноланскому, небесному покровителю священномученика
        Павлина". Есть основания полагать, что здесь имеется в виду не Григорий Петров,
        а именно о.Петр Григорьев.
        10 августа 1931г. на престольный праздник в храм Смоленской Божией Матери
        собралось восемь священников и состоялось торжественное богослужение,
        почти все они вскоре были арестованы
      Места проживания
        Курская губ., г.Обоянь, ул.1 Мая, 28 
        Год начала 1930 
        Курская о., г.Обоянь, ул.Володарского, 21 
        Год окончания 1931 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 10 
      Аресты
        Курская о., г.Обоянь 
        Год ареста 1931 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 10 
        17–18 октября 1931г. в г.Обояни и Обоянском районе прошли массовые аресты
        Арестовали почти всех священников.
        Среди арестованных были священнослужители, псаломщики и миряне, — "церковники",
        всех их объединяло одно — принадлежность к Церкви.
        О.Петр был арестован 17–18 октября 1931г. на своей квартире.
        При аресте было изъято 158 церковных книг.
        Архиепископ Дамиан понял, что о.Петр попал в руки ОГПУ надолго, и уже
        20 октября 1931г. назначил в Смоленскую церковь нового священника — о.Поликарпа
        Корейшу
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. 
        16/04/1932 
        Обвинение "руководитель Обоянской церковно-монархической к/р организации" 
        Статья ст.58–10 ч.2,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет концлагерей, считая срок с 17.10.1931г. 
        Групповое дело "дело участников к/р организации в ЦЧО, апрель 1932г." 
        Дело Д.П-12372 архива УФСБ по Курской обл.
        20 октября 1931г. было возбуждено уголовное дело по ст.58–10 УК РСФСР.
        30 октября 1931г. — принято постановление о привлечении в качестве обвиняемых
        18 человек.
        В ноябре-декабре 1931г., благодаря новой волне арестов, число обвиняемых
        увеличилось еще на 40 человек.
        В процессе следствия 22 человека были освобождены, и осуждены были 36 человек.
        Все проходившие по делу были искусственно объединены в обоянскую
        "контрреволюционную церковно-монархическую организацию церковников",
        руководителем которой был объявлен о.Петр Григорьев.
        На допросе 23 ноября о.Петр обвинялся в "устройстве к/р собрания в лесу".
        О.Петр объяснил:
             "Когда, по сложившейся традиции, духовенство Обояни за неделю до Троицы
              освящало поля крестьян, во время освящения начался дождь, и все
              принимавшие участие в этом священнодействии укрылись от непогоды в
              ближайшем лесу, и, ожидая прекращения дождя, говорили о том, как
              заплатить государству новый налог — 200 яиц — и решили просить помощи
              у прихожан".

        О.Петр обвинялся как руководитель к/р организации, в широких связях с контрреволюционным
        духовенством и монашеством, в сборе средств для заключенного Курского архиепископа
        Дамиана.
        Принуждая арестованных признать обвинения, к ним применяли меры физического
        воздействия, пытались принудить их давать ложные показания друг против
        друга, признать задним числом существование к/р церковной организации.
        По мысли сотрудников ОГПУ:
           "Сельские ячейки организации были связаны с местными священниками.
            Те держали связь с городскими священниками, в частности, со священником
            Григорьевым. Он, в свою очередь, общался с архиепископом Дамианом
            посредством почты и связных. Часто роль связного выполнял священник
            с.Каменка Василий Артамонов".

        Из показаний арестованного иеромонаха Фоки (Антонова), которого принуждали
        признать обвинения в участии к/р организации и связи на этой почве с о.Петром
        Григорьевым, о.Василием Артамоновым и другими священниками Обояни:
           "Простите, Вы ставите мне на вид мою связь с духовенством Обояни...
            На это я отвечу, что протоиерей Петр Григорьев — мой приятель по школьной
            скамье, — и только. Таким же является другом и священник Василий Артамонов,
            у которого я за дальностью расстояний никогда и не был. Приезжая в Обоянь,
            я иногда заходил к Григорьеву обогреться и покушать...".

        Обоянской "церковно-монархической организации" следователи решили придать
        статус "международной", обнаружив, что иеромонах Фока в 1920-е годы получал письма
        из Лондона от епископа Русской Зарубежной Церкви Николая (Карпова)
        (умер в октябре 1932г.), подвизавшегося когда-то в Обояни (где они с
        иеромонахом Фокой и познакомились) и эмигрировавшего из России в период
        Гражданской войны, а протоиерей Петр Григорьев знал об этих письмах из Лондона.
        Сотрудники ОГПУ устраивали арестованным священникам провокации. Одному из обвиняемых
        они говорили, что другой обвиняемый якобы признался в совершении того-то и
        того-то, а потом уже вкладывали в уста первого обвиняемого свои собственные
        слова.
        О.Петру Григорьеву на допросе следователи приписали то, что якобы он
        "на предыдущем допросе говорил, что иеромонах Фока был связным между Курском, Рыльском
        и Обоянью". О.Петр ответил:
             "Я не говорил об этом, а это мне на предыдущих допросах сообщили, что
               "отец Фока сам признался, что был связным".
              Самому же мне об этом об этом ничего не было известно".

        В протоколах допросов до 19 декабря 1931г. содержатся якобы "признания"
        о.Петра о причастности к мифической к/р организации, но это — фиктивные "признания",
        о.Петр не признавал себя виновным.
        На допросе от 19 декабря 1931г. о.Петру Григорьеву сообщили,
        что якобы "протоиерей Василий Бородин признался, что был завербован в
        организацию Григорьевым". На это о.Петр ответил:
             "Я не мог вербовать Бородина, так как сам был не завербован".
        Следствие затягивалось, и 15 декабря 1931г. помощник уполномоченного 3-го СПО
        Курского Оперсектора ПП ОГПУ по ЦЧО просил о продлении сроков еще на два месяца.
        17 декабря 1931г. в Воронеж из Курска работники ОГПУ отправили секретное
        сообщение:
         "Дело следствием форсируем".
        Из обвинительного заключения о.Петра Григорьева:
          "Руководитель контрреволюционной организации, имел широкие связи с
           контрреволюционным духовенством и монашеством. Имел через своих связистов
           нелегальные связи с отдельными ячейками к/р организации, расположенными
           как в Обояни, так и в Обоянском районе.
           Устраивал нелегальные собрания, участвовал на нелегальных заседаниях
           руководителей организации в Курске, на которых посылал отдельных членов
           организации в села с целью сбора пожертвований. Собранные деньги
           периодически посылал руководителю организации архиепископу Курскому Дамиану.
           От архиепископа Дамиана через связистов: ктитора кладбищенской церкви
           Кофанова и священника Артамонова Григорьев получал директивы и инструктаж
           для дальнейшей к/р работы... ".

        Виновным себя не признал.
        Когда о.Петр был под стражей, вместе с другими 35 обвиняемыми
        по Обоянскому делу 1931–1932гг., он был привлечен по еще одному
        групповому делу — делу "Ревнителей Церкви", по которому ему было
        предъявлено обвинение как "активному участнику к/р организации "Ревнителей Церкви".
        В деле "Ревнителей Церкви" имеется копия Обвинительного заключения по
        Обоянскому делу Д.П-12372, явившегося "прологом" к этому делуОсобое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        26/12/1932 
        Обвинение "один из активных участников к-р организации "Ревнители Церкви" 
        Статья ст.58–10 ч.2,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет концлагерей, считая срок с 17.10.1931г. 
        Групповое дело "дело "Ревнителей церкви". 1932г." -> 
        Дело Д.П-11015 архива УФСБ по Курской обл.
        По делу "Ревнителей церкви" было осуждено 413 человек.
        Было составлено обширное обвинение на многих листах.
        Из части обвинения, касающейся о.Петра Григорьева:
            "Успехи на фронте социалистического строительства в городе и в деревне
             значительно уменьшили влияние церкви на верующие массы. Духовенство,
             увидев в этом свою неизбежную гибель, стало группироваться вокруг
             священника Петра Григорьева, который объединил вокруг себя наиболее
             реакционные элементы церковников...
             Как установлено следствием, вдохновителем созданной контрреволюционной
             организации был архиепископ Дамиан. Перед ним Григорьев отчитывался
             о положении в организации и от него же... получал указания в дальнейшей
             контрреволюционной деятельности".

        По делу "Ревнителей церкви" был осужден и новый настоятель Смоленской церкви
        о.Поликарп Корейша
      Места заключения
        Курская о., г.Обоянь, Домзак 
        Год начала 1931 
        День начала 17 
        Месяц начала 10 
        Курск, Домзак 
        Год окончания 1932 
        При содержании под стражей о.Петр находился в строгой изоляции.
        У него началось острое желудочное заболевание
        Волголаг (7 отделение Белбалтлага), 4-й лагпункт, 10-я рота, разъезд "Сословец" 
        Год начала 1932 
        День начала 9 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1937 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 1 
        Место нахождения в ББК: 7-е отделение, 4-й лагпункт, 10-я рота.
        Указание НКВД в отношении о.Петра (из материалов дела):
          "Держать в строгой изоляции. Вербовке не подлежит".
        Несмотря на запреты, в лагере батюшка общался с другими ссыльными священниками
        и мирянами, наставлял, находил возможность причащать и совершать водосвятие,
        служил Пасху.
        Первое время пребывания о.Петра в лагерях матушка Зинаида Ивановна получала от
        него письма.
        В июле 1933г. срок ему был сокращен на 1 год 8 месяцев, т.е. до 24.11.1939г.
        17.08.1933г. на о.Петра было заведено новое следственное дело.
        В 1935–1936гг. за священниками в лагере начали вести особое наблюдение.
        Для этого их выделили в особую группу "Православное духовенство" и отселили
        от других заключенных.
        Располагалась эта группа недалеко от станции Кома Мурманской железной дороги.
        О.Петр находился вне обслуживания этой дороги, а жил в 30 км от станции одиночкой
        и на "командировке" бывал только за получением продовольствия
        Ярославская о., Угличский р., Волголаг, 3-е отделение 
        Год начала 1937 
        День начала 28 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1937 
        В январе 1937г. был переведен в Волголаг.
        В лагере работал чертежником при начальнике работ 7-го строительного участка.
        Из характеристики на "з/к Григорьева П.Ф.":
          "...Проявил себя только с отрицательной стороны, как лодырь-дезорганизатор, в
          быту ведет себя плохо, лагрежим не соблюдает, в культмассовой работе не
          участвует, на производстве не дисциплинирован... "
      Аресты
        Ярославская о., Угличский р., Волголаг 
        Год ареста 1937 
        Был арестован в лагере и отправлен в лагерный изолятор (ИЗО)
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Ярославской обл. 
        22/09/1937 
        Обвинение "в ББК и Волголаге среди заключенных проводил систематическую к/р агитацию, нелегальная организация коллективного чтения молитв, исполнение религиозных обрядов" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело священника Глеба Апухтина, Петра Григорьева и др. Волголаг, 1937г." 
        Из обвинения:
          "Во время пребывания в Волголаге являлся руководителем
          к/р церковно-монархической организации, систематически проводил среди
          заключенных контрреволюционную агитацию.
          Распространял контрреволюционные листовки среди заключенных...
          В группе с другими з/к, в т.ч. со священниками Истоминым, Ильиным и др.
          нелегально организовывал коллективное чтение молитв, для этой цели соблюдал
          религиозные обряды, как-то: причастие, исповедование и т.д.... ".

        На допросах о.Петр держался удивительно твердо, не упоминая никого из знакомых лиц.
        По поводу обвинения в контрреволюционной деятельности он сказал:
         "Я христианин, верую в Бога и проповедую исповедание христианского направления".
        Категорически отверг все приписываемые ему обвинения
      Места заключения
        Ярославская о., Угличский р., Волголаг, при ИЗО 3-го отделения лагеря 
        Год начала 1937 
        День начала 14 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 9 
    Кончина
      1937 
      День 23 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Ярославская о., Угличский р., Волголаг, при ИЗО 3-го отделения лагеря 
      Место захоронения Ярославская о., Угличский р., Волголаг, общее лагерное кладбище 
      Матушка Зинаида Ивановна при своей жизни так и не смогла узнать о расстреле мужа.
      Вызванная при пересмотре дела 1931–1932гг. 29 апреля 1958г. в "органы",
      она говорила:
           "За что осудили мужа — не знаю. За годы совместной жизни с ним я ничего
            отрицательного за ним не замечала. Вопросами политики он не занимался и,
            на мой взгляд, к советской действительности был лоялен. Во всяком случае,
            я никогда не слышала со стороны мужа каких-либо высказываний против Советской
            власти. Он был человеколюбив, бескорыстен, честен... "

      В 1958г. приговор от 16.04.1932г. был оставлен без изменения
    Канонизация
      Священномученик священник Петр Григорьев 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Ярославская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 10.09 
          Новый стиль 23.09 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 30/06/1993 
        Кем реабилитирован Прокуратура Курской обл. 
        По году репрессий 1932 
        Обоянское дело 1931–1932гг.
      2
        Дата 08/08/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Ярославской обл. 
        По году репрессий 1937 
    Публикации ->
      1 ->
      Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3. Священнослужители и миряне//Под ред. прот.Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С.110–111.
      2 ->
      Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      3 ->
    Заявители ->
      1. протоиерей Николай Лихоманов
      Использованы материалы: ГА Ярославской обл. Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-3698.
      2. священник Владимир Русин
    Документы ->
      1.Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-11015.
      2.Архив УФСБ по Ярославской обл. Д.С-12076.
      3.Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-61.
      4.Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-12372.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ