Вениамин (Глебов Василий Алексеевич) Год рождения1885 День рождения31 Месяц рождения12 Место рожденияСмоленск епископ
Епископ Вениамин, в миру Василий Алексеевич Глебов, родился 31 декабря 1885г.
в семье потомственного дворянина, надворного советника, секретаря канцелярии
Смоленского архиерея, с 1887г. старосты кафедрального Богоявленского собора
Архиерейского дома, позже священника Алексея Степановича Глебова и его жены
Ольги Михайловны (25.03.18641894), в девичестве Потаповой.
Дед будущего епископа по материнской линии Михаил Михайлович Потапов
(14.05.183103.04.1899) был надворным советником, из вольноотпущенных,
кавалером многих орденов (св.Владимира IV степени, св.Анны и св.Станислава
III ст.) участковым приставом Тверской части в Москве.
Бабушка будущего епископа Екатерина Александровна Потапова (184225.03.1864),
урожденная Виноградова, умерла при родах Ольги Михайловны, матери епископа.
Прадед будущего епископа, отец Екатерины Александровны Александр Апполонович
Виноградов, был священником Николо-Голутвинской церкви в Москве.
Василий, будущий епископ, был старшим из пятерых детей в семье Глебовых.
Известно, что у Василия были сестры Ольга Алексеевна (в замужестве Архарова)
и Александра Алексеевна. Мать семейства Ольга Михайловна умерла в 1894г.,
также при родах (последнего сына, Алексея) ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1913г.]
[1915-1918гг.]
[1918-1920гг.]
[1920-1923гг.]
[1923-1925гг.]
[с 1926г.]
[1930-1938гг.]
Калужская губ. (Калужская о.), г.Боровск, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев-Боровский мужской монастырь Должность послушник Год начала1913 Месяц начала10 Год окончания1915
В октябре 1913г. поступил в Пафнутьев-Боровский мужской монастырь
Калужская губ. (Калужская о.), г.Боровск, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев-Боровский мужской монастырь монах Год начала1915 Год окончания1916 Смоленск, Троицкий монастырь (при Архиерейском доме) иеромонах Год начала1916 Год окончания1918
С 1916г. состоял в братии Смоленского Троицкого мужского монастыря
(резиденции смоленских архиереев).
Был возведен в сан иеромонаха.
При Советской власти лишен избирательных прав как священнослужитель
Смоленск, тыловое ополчение Красной Армии Год начала1918 Год окончания1918
В 1918г., как "лишенец", был мобилизован в тыловое ополчение Красной Армии
в Смоленске
епископ 1920 День13 Месяц9 МестоМосква, храм св.прп.Сергия Радонежского в Рогожской Слободе
13/26 сентября 1920г. хиротонисан во епископа Рославльского, викария Смоленской
епархии. Хиротонию в московском храме св.прп.Сергия Радонежского в Рогожской Слободе
возглавил Патриарх Тихон (Беллавин)
Смоленская епархия епископ Должность епископ Рославльский, викарий Смоленской епархии Год начала1920 День начала13 Месяц начала9 Год окончания1923
Во время кампании по изъятию церковных ценностей, пытаясь предотвратить столкновения,
29 марта 1920г. обратился к приходам Рославльского уезда с воззванием, в котором
призывал: "Выполнить все требования комиссии по изъятию. При изъятии попросить лишь оставить священные сосуды, но если бы и их потребовали, то отдать со спокойным сердцем, испросить лишь самое необходимое для богослужения".
В период острого кризиса высшей церковной власти, когда Патриарх Тихон
находился под арестом (9 мая 1922 25 июня 1923) и власть узурпировало
обновленческое Высшее церковное управление, епископ Вениамин склонялся
к признанию полномочий последнего и, как свидетельствует письмо епископа
Вениамина архиепископу Антонину (Грановскому) от 23 апреля 1923г.,
не отрицал возможности церковных реформ, которые должны были осуществляться
по программе "Союза церковного возрождения", возглавляемого архиепископом
Антонином, а не по программе "Живой церкви", руководимой В.Д.Красницким
(Антонин выступал против требований "Живой церкви" о введении второбрачия
духовенства, закрытии всех монастырей, упразднении епископата и др.).
В Рославле к конце 1922г. существовала небольшая группа сторонников
"Живой церкви", значительное количество общин во главе с настоятелем
Преображенского монастыря архимандритом Рафаилом (Баутиным) разделяло
программу "Союза церковного возрождения".
Епископ Вениамин пытался примирить общины викариатства, однако все его усилия
закончились тем, что 31 октября 1922г. ВЦУ уволило Вениамина
"на покой... с назначением местожительства в г.Задонске Воронежской губ."
(20 сентября "был уволен на покой" архимандрит Рафаил (Баутин)).
Осенью 1922г. епископ Вениамин, по-видимому, предполагал уехать из Рославля.
1324 ноября 1922г. совет православной общины, принявшей в пользование
рославльский Преображенский монастырь, постановил: "Никакого ВЦУ как духовного руководителя над собой не признавать и в молитвенное общение с ним не входить. Оставаясь строго православными, признавать своим духовным руководителем и главою епископа Вениамина Рославльского, просить его оставаться в г.Рославле".
5 февраля 1923г. совет полоцкого Софийского православного братства направил
епископу Вениамину письмо с просьбой в случае, если слухи о его намерении
оставить Рославль ("из-за своих строго православных взглядов на обновленческое
движение") и уйти на покой правдивы, возглавить православных в Полоцке
в их противостоянии обновленцам.
Постановление об "увольнении на покой" епископа Вениамина и архимандрита
Рафаила и сообщение о том, что они не подчинились этому постановлению и
остаются в Рославле, ВЦУ направило в Смоленский губполитотдел
(поступило 23 декабря 1922г.) Смоленская епархия епископ Должность временно управляющий Год начала1921 День начала14 Месяц начала9
На 14 сентября 1921г. временно управляющий Смоленской епархией
Смоленская губ. (Смоленская о.), г.Рославль Год ареста1923 День ареста8 Месяц ареста3
27 февраля 1923г. губотдел ГПУ предложил уполномоченному по Рославльскому уезду
арестовать епископа Вениамина и архимандрита Рафаила.
8 марта 1923г. епископ Вениамин был арестован, заключен в Смоленский исправдом.
27 марта переведен в дом предварительного заключения N 2
Коллегия ОГПУ 08/08/1923 Обвинение"антисоветская деятельность и контрреволюционная агитация" Статьяст.7310 УК РСФСР Приговордело прекратить, из-под стражи освободить
Архив УФСБ России по Смоленской обл. Д.10912-с.
На вопрос следователя об отношении к проблеме церковного управления в новых
исторических условиях епископ Вениамин сказал: "Высшая церковная власть в Православной Церкви должна принадлежать Поместному Российскому Собору Православной Церкви и тем органам, которые он создаст, и до созыва Собора право созвать Собор принадлежит Высшему церковному управлению... Реформы в Церкви необходимы, и я им сочувствую".
Вскоре в ГПУ поступило ходатайство верующих (с многочисленными подписями)
об освобождении епископа Вениамина и архимандрита Рафаила.
В ходатайстве, в частности, говорилось: "Епископ Вениамин и архимандрит Рафаил никогда не были против Советской власти... Оба они истинные христиане. Учили нас и словом, и примером любви и нравственности в духе христианской веры, чем способствовали уменьшению хулиганства и разного рода проступков и пороков (пьянство и проч.)... Оба никогда не были корыстными, всегда довольствовались тем весьма немногим, что мы могли дать им (епископ Вениамин заявлял, что ему нужно только иметь 1 фунт хлеба в день), чем и учили нас довольствоваться тем же в настоящее тяжелое время и не искать богатства и прочих благ мира".
10 апреля 1923г. в Смоленском губотделе ГПУ было составлено обвинительное
заключение, в котором говорилось, что "главная вина епископа Вениамина и
архимандрита Рафаила состоит в противостоянии "Живой церкви": "Глебов... являлся главой реакционного духовенства и в целях активного противостояния обновленческому движению церкви бросил лозунг автокефальной церкви... Епископ Вениамин достиг того, что подчиненные ему в церковном отношении попы один за другим стали подавать заявления о непричастности их к т.н. "Живой Церкви". И вообще гр-н Глебов, как епископ, своим авторитетом, отмежевавшись под давлением архимандрита Рафаила от всех обновленческих групп... хотел создать в Рославле крепкую автокефальную церковь с тихоновской окраской... Этим фактом они объявили беспощадную и успешную борьбу с обновленцами и тем самым создали бы невозможность обновленческому движению иметь желательное развитие".
Предлагалось выслать епископа Вениамина и архимандрита Рафаила
"в места отдаленные Сибири и Севера".
22 мая 1923г. епископ Вениамин направил в ГПУ прошение, в котором заявлял: "Никогда не занимался измышлением и распространением ложных слухов или непроверенных сведений, могущих... возбудить недоверие к власти или дискредитировать ее".
Он просил поскорее рассмотреть дело и освободить его из заключения
"ввиду слабости здоровья".
7 июня 1923г. он был переведен в Москву в Бутырскую тюрьму.
Здесь обвинение было переформулировано в стандартное
"антисоветская деятельность и контрреволюционная агитация".
По постановлению Коллегии ОГПУ от 8 августа 1923г. архиерей был освобожден,
дело следствием прекращено
Смоленск, Исправдом Год начала1923 День начала8 Месяц начала3 Год окончания1923 День окончания27 Месяц окончания3 Смоленск, ДПЗ N 2 Год начала1923 День начала27 Месяц начала3 Год окончания1923 День окончания7 Месяц окончания6 Москва, Бутырская тюрьма Год начала1923 День начала7 Месяц начала6 Год окончания1923 Месяц окончания8
Освобожден
Смоленская епархия епископ Должность епископ Рославльский Год начала1923 Год окончания1925 Москва, церковь свт.Николая Явленного и придельная церковь свт.Митрофана Воронежского на Арбате епископ Год начала1923 Месяц начала8 Год окончания1925
После освобождения епископ Вениамин жил в Москве у родственников.
Служил в церквах свт.Митрофана Воронежского и свт.Николая Явленного на Арбате.
Церковь Николы Явленного (закрыта в 1929г. и снесена в 1931г.) на перекрестке
Арбата и Серебряного пер. имела престолы: правый Покрова Пресвятой Богородицы,
левый Кирилла и Мефодия, а в трапезной был правый придел Ахтырской иконы Божией
Матери и левый свт.Митрофана Воронежского.
12 апреля 1925г. епископ Вениамин подписал акт о передаче высшей церковной
власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому)
22/05/1925 Обвинение"контрреволюционная агитация, распространении злостных непроверенных слухов с целью дискредитации Соввласти" Статьяст.7310 УК РСФСР Приговордело прекратить, из-под стражи освободить
Обвинялся в "контрреволюционной агитации и распространении злостных
непроверенных слухов с целью дискредитирования Советской власти".
Обвинение не подтвердилось.
22 мая 1925г. епископ был освобожден, дело следствием прекращено
Ленинградская о., Бологовский р., хут.Громова (Крутяки) Год начала1926 Год окончания1927
С 1926г. жил на хуторе Крутяки Бологовского района на иждивении своих сестер
Ольги и Александры.
В 1927г. уволен за штат Новгородская губ., Валдайский у. (Тверская о., Бологовский р.), с.Ригодищи Год начала1928 Год окончания1928 Месяц окончания3
С 1928г. проживал и работал в Ригодищенской сельскохозяйственной монашеской
артели
Ленинградская (Новгородская с 1944г.) о., г.Валдай, ул.Сиверсова, 46 Год начала1930 Год окончания1938 День окончания16 Месяц окончания2
С 1930г. проживал в г.Валдае.
Вел крайне замкнутый образ жизни, отличался крайней осторожностью,
квартиру его посещали лишь несколько монахинь и священников.
По показаниям его на допросе в 1938г.: "Мои официальные знакомые: отец Иван Иванович Плодовитов, ныне арестован и отец Александр Николаевич Надеждин, оба в сане протоиерея. Бельская Антонина Александровна Лосева соседка, ее муж Василий Алексеевич работает в шоссейной конторе. Бойцова Елена у нее беру молоко... Федорова (или Андреева) она тоже носит мне молоко. Ко мне в 1937г. приезжала Заболоцкая, жена священника с.Медведево. Из Бологова навещала племянница. Приезжала из Москвы ее двоюродная сестра Александра, она работает в Москве домашней работницей и каждый год приезжает пожить недели на две. Больше никто ко мне не приезжал, и знакомых больше не имею. В 1932г. я ездил в Москву лечиться. В 1936г.ездил в пос.Мста к священнику Варсонофию Антипову исповедоваться. Больше никуда из г.Валдая не выезжал".
Однако в его таком малом окружении была завербована женщина,
получившая псевдоним "Своя" и около года собиравшая компрометирующий
материал на Владыку. В одном из донесений в 1937г. она писала:
"10 апреля с.г. я заметила, что священник Надеждин пошел к епископу. Видя это,
пошла и я. В разговоре с приживалкой епископа я слышала, что разговор между попами
идет о церкви, причем Надеждин говорил, что на Пасху ему, по-видимому, служить не
придется, так как НКВД, по слухам, думает арестовать его. Епископ стушевался,
указал глазами на меня и сказал: "На все воля Божья, надо пережить все"..."
Ленинградская (Новгородская с 1944г.) о., г.Валдай Год ареста1938 День ареста17 Месяц ареста2
16 февраля 1938г. в его квартире был произведен обыск.
Арестован 17 февраля 1938г. органами Валдайского РО НКВД.
"Состав семьи: холост. Сестра Ольга Алексеевна Архарова, проживает в Москве,
ул.Молчановка, д.11, библиотекарь на рабфаке; сын сестры (племянник епископа)
Алексей Михайлович Архаров, студент; двоюродная племянница Осипова Евдокия Михайловна,
инвалид, проживает в моей квартире"
Особая тройка при НКВД Ленинградской обл. 04/03/1938 Обвинение"систематическая контрреволюционная агитация, проведение контрреволюционных сборищ под видом религиозных обрядов" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел, лично принадлежащее имущество конфисковать
Архив УФСБ России по Новгородской обл. Д.1а/10909.
Проходил по делу вместе с протоиереем Александром Николаевичем Надеждиным.
Из протокола допроса 21 февраля 1938г.:
" Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, которую Вы проводили среди жителей Валдая...
Да, я действительно, будучи враждебно настроен к политике ВКП(б) и советского правительства при встречах с верующими (фамилии которых я назвать не могу) высказывал свои контрреволюционные взгляды, направленные против политики партии и советского правительства. Особенно мне хорошо памятно, когда я среди верующих доказывал мысль о неизбежности гибели Советской власти и приближении войны. Доказывал, что в эти годы народ бросил веровать в Бога, и поэтому люди сидят босые и голодные. Мне также приходилось доказывать верующим, что Советская власть всеми средствами лишает всех благ честных людей, начиная с закрытия церквей и кончая другими репрессиями. Я призывал верующих терпеть, доказывая им о скором времени, когда наступит конец Советской власти. Свою контрреволюционную работу я проводил большей частью у себя в квартире, куда заходили верующие женщины с просьбами о совершении религиозных обрядов, которые я проводил подпольно у себя на квартире, особенно в религиозные престольные праздники. Мои взгляды всегда поддерживал и разделял священник кладбищенской церкви Надеждин Александр Николаевич, который часто посещал мою квартиру, где мы и вели разговоры на политические темы, истолковывая их в контрреволюционном направлении.
Расскажите о Ваших связях с Плодовитовым И.И. и в чем они заключались.
До ареста Плодовитова И.И. я был с ним хорошо знаком, всегда мы сходились в своих контрреволюционных убеждениях в отношении политики партии и Советской власти по церковному и крестьянскому вопросах. Хорошо его знал также и священник Надеждин А.Н. Кроме этого, мне также приходилось встречаться с ныне арестованным органами НКВД бывшим благочинным Валдайского собора Дьяконовым, но разговоров у меня с ним на политические темы не было".
22 февраля 1938г. Валдайский РО НКВД закончил рассмотрение дела.
Из материалов дела: "ГЛЕБОВ В.А., будучи враждебно настроен к политике ВКП(б) и Советской власти, а также находясь ранее в контрреволюционной связях с участниками контрреволюционной организации церковников и ныне осужденными к В.М.Н. с ПЛОДОВИТОВЫМ и др., находясь здесь, в Валдае совместно с НАДЕЖДИНЫМ А.Н. вел контрреволюционные беседы, направленные против существующего строя, высказывал недовольство по отношению к политике ВКП(б) и Советской власти. В 1937г. во время изъятия контрреволюционного враждебного элемента заявил: "На все Воля Божия, только надо переживать это все". Виновным себя признал и изобличается показаниями обвиняемого НАДЕЖДИНА А.Н...."
Дело было направлено на рассмотрение тройки НКВД по Ленинградской обл.
4 марта 1938г. тройкой при НКВД по ЛО епископ Вениамин (Глебов) и протоиерей
Александр Надеждин были приговорены к расстрелу
Ленинградская (Новгородская с 1944г.) о., г.Старая Русса, тюрьма Год начала1938 День начала17 Месяц начала2 Год окончания1938 День окончания6 Месяц окончания3
Кончина
1938 День6 Месяц3 расстрел МестоЛенинград
Двоюродная племянница епископа Евдокия Михайловна Осипова подала жалобу,
на которую 7 апреля 1940г. был дан ответ прокурора Ленобласти: 1. Осужденный ГЛЕБОВ виновным в проведении им контрреволюционной агитации полностью себя признал и изобличается показаниями осужденного НАДЕЖДИНА, проходящего по этому делу. 2. Осужденный НАДЕЖДИН виновным себя в проводимой им контрреволюционной агитации признал частично, однако изобличается показаниями свидетелей..., которые привели факты контрреволюционной агитации, проводимой НАДЕЖДИНЫМ..."