Гундяев Василий Степанович Год рождения1879 День рождения15 Месяц рождения5 Место рожденияНижегородская губ., Лукояновский у. (Мордовская АССР, Ичалковский р.), с.Оброчное иерей
Василий Гундяев родился 15 мая 1879г. в с.Оброчном в семье отставного солдата,
крестьянина Степана Трофимовича Гундяева и его супруги Варвары Петровны Родство
Нижегородская губ., Лукояновский у. (Мордовская АССР, Ичалковский р.), с.Оброчное
В конце 19 века Василий Степанович повенчался с крестьянской девицей Параскевой
Ивановной (1884г.р.). Молиться семья ходила в Троицкую деревянную церковь
села Оброчного.
Василий Степанович работал на железной дороге, путем упорного труда овладел специальностью
машиниста-механика Нижегородская губ., г.Лукоянов, служебный дом при Лукояновском депо Казанской ж.д.
Василий Степанович работал в ж.д. депо г.Лукоянова, но продолжал числиться
крестьянином села Оброчного.
Основную часть года семья проводила в служебном доме при железнодорожном депо,
и лишь на лето Василий Степанович с женой и детьми выезжал в село Оброчное, где
в небольшом деревянном домике проводил свой отпуск.
Он был глубоко религиозным человеком, самостоятельно овладевал и светскими, и
богословскими знаниями, имел у себя большую и хорошо подобранную библиотеку.
В Лукоянове Василий Степанович и его семья являлись прихожанами Покровского собора.
Всех детей в их семье крестил настоятель Покровского собора протоиерей Василий
Николаевич Цедринский.
30 марта 1905г. в семье родилась дочь Мария, крестными были дедушка Степан
Трофимович Гундяев и "крестьянская дочь, девица" Ольга Ивановна Лопудеева.
5 января 1907г. родился сын Михаил (впоследствии отец будущего Патриарха Кирилла),
11 января он был крещен, а восприемниками стали снова С.Т.Гундяев и О.И.Лопудеева.
Работая в Лукояновском депо Казанской ж.д., Василий Степанович пользовался уважением
не только управляющего, но и сослуживцев. Он водил и простые, и литерные поезда.
Его сослуживец вспоминал: "Прежде чем подняться в будку паровоза, Василий Степанович всегда осенял себя крестным знамением и обязательно повторял это, если по пути следования состава встречались стоящие храмы".
Василий Степанович был машинистом высокого класса, и его труд хорошо вознаграждался,
но образ жизни семьи был очень скромным и не соответствовал уровню доходов
Василия Степановича.
Архиепископ Иларион Алфеев в своей книге о Патриархе Кирилле пишет: "Спустя много лет, когда Василий Степанович был уже на закате жизни, его внук, будущий Патриарх, спросил его: "А где же твои деньги-то? Как же это получилось, что ни до революции, ни после нее ты ничего не накопил?" Дед ответил коротко: "Все деньги я посылал на Афон".
По этому случаю Патриарх Кирилл позднее вспоминал: "Совсем недавно, будучи в паломничестве на Афоне и посещая монастырь Симона-Петра, я спросил у игумена, есть ли в обители записи на вечное поминовение начала XX века. Он сказал, что есть... Я попросил, посмотрите в книгах под 1913 годом русские имена... и я увидел записанной всю нашу семью. И когда совсем недавно настоятель монастыря Симона-Петра приезжал в Москву на чествование Патриарха Алексия, то он об этом факте сказал в своем официальном выступлении... Думаю, подобные записи есть и во всех других святогорских обителях".
В 1908г. Василий Степанович со своим другом М.М.Юркевичем отправились на богомолье
в г.Кронштадт вместе со своими семьями, чтобы посетить св.Иоанна Кронштадтского.
У подъезда дома, где проживал протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский) стояло
огромное количество желающих посетить знаменитого старца. Семейство Юркевичей ушло
прогуляться по городу. Тут из квартиры о.Иоанна вышел келейник и спросил:
"Кто из Нижегородской губернии? Проходите". Василий Степанович промолчал из
растерянности. Келейник, не дождавшись ответа, ушел. Спустя некоторое время он
опять вышел на крыльцо и сказал: "Кто из Нижегородской губернии? Проходите, батюшка ждет".
После этих слов келейника Василий Степанович отозвался, и все проследовали в
квартиру к о.Иоанну. После беседы отец Иоанн взял на руки полуторагодовалого
Мишу и, приподняв его, сказал: "Вот земной апостол будет".
В 1909г. в семействе Гундяевых родилась дочь Евдокия, крестными были крестьянин
Василий Иванович Лопудеев и вдовая крестьянка Варвара Петровна Гундяева.
4 января 1911г. Евдокия скончалась от скарлатины.
6 мая 1911г. у них родился сын Александр, восприемниками были крестьянин с.Лады Степан
Иванович Лопудеев и дочь Василия Степановича Гундяева Мария.
17 октября 1911г. младенец Александр также скончался.
24 января 1915г. в семье Гундяевых родился еще один сын, Григорий. Восприемниками
были крестьянин Павел Захарович Афанасьев и дочь Василия Гундяева Мария.
24 июля 1916г. родилась дочь Анна, крестными были дети Василия Гундяева Михаил
и Мария Гундяевы.
Впоследствии семейство Гундяевых приняло в свою семью на воспитание оставшуюся
сиротой крестьянскую девочку Анну из села Оброчного.
Сына Михаила Василий Степанович определил учиться в Лукояновскую железнодорожную
школу.
В 1917г. после Февральской революции, Нижний Новгород и все Нижегородские уезды
присягнули Временному Правительству.
8 августа 1917г. состоялось открытие Епархиального съезда делегатов от всех
благочиний Нижегородской епархии на выборы для участия в работе Всероссийского
Поместного Собора. Делегатом от верующих г.Лукоянова был послан Василий
Степанович Гундяев
Нижегородская губ., г.Лукоянов, Свято-Тихоновская церковь Лукояновского Тихоновского женского монастыря Должность председатель церковно-монастырского совета, член Совета миссионерского Братства Святого Креста, руководитель "Братства св.Софии" Год начала1919
Василий Степанович и его семья были прихожанами Свято-Тихоновского храма
Лукояновского Тихоновского женского монастыря.
Летом 1919г. у Свято-Тихоновского Лукояновского монастыря местными властями
были отобраны сельскохозяйственные пашни, и монастырь остался без средств
к существованию.
30 июня 1919г. Василий Степанович выступил на районном железнодорожном собрании
и призвал прихожан помочь причту храма в лице священника о.Александра Грацианова
и монастырю, "оказав им содействие в пропитании".
На собрании 19 августа 1919г. в Свято-Тихоновском монастыре под председательством
священника Александра Грацианова Василий Степанович выступил с докладом, который
вполне убедил собрание, что монастырь находится в критическом положении, и
выдержками из Священного Писания доказал необходимость помогать причту.
Впоследствии именно Василий Степанович Гундяев и возглавил вновь созданную
приходскую общину, как человек, пользующийся заслуженным авторитетом среди рабочих
и служащих депо.
После этих событий в областной газете была опубликована статья под названием
"Ревнители благочестия": "При здешнем Тихоновском монастыре образовался церковно-монастырский совет. В него вошли прихожане-железнодорожники: контролер Смагин, машинист Гундяев, и мать игумения Серафима. Эта милая компания объявила себя ревнителями благочестия и ревностно принялись за дело. Быстро пересмотрели имущество монастыря и "взяли его на учет"... Прослышав, что тут можно кое-чем поживиться, совет стал быстро увеличиваться... Богоспасаемая паства росла, а запасы монастырские убывали. ... И за этих униженных пришлось вступиться большевикам. Вмешался уездный Исполком, и совет был переизбран...".
1 апреля 1920г. на Лукояновскую кафедру был назначен Преосвященный
Поликарп (Тихонравов), который сразу же сблизился с Василием Гундяевым, сделав его
своим доверенным лицом.
В июне 1920г. епископ Поликарп созвал съезд духовенства и мирян своего епископского
округа, на котором присутствовали братья Григорий и Василий Гундяевы в качестве
делегатов. Одним из постановлений этого съезда было решение о крайней необходимости
образовать "Союз приходов" для всей Лукояново-Сергачской епархии.
В качестве учредителей этой организации были избраны как священнослужители, так и
миряне.
Другим своим постановлением съезд, во главе с Преосвященным Поликарпом, учредил
в Лукоянове отделение миссионерского Братства Святого Креста.
Василий Степанович Гундяев вошел в состав Совета этого Братства как хороший
проповедник.
Секретарем этого Братства был рукоположенный 6 июля 1920г. о.Петр Покрышкин
(академик архитектуры), который стал служить настоятелем в Свято-Тихоновской церкви
Лукояновского монастыря.
2 сентября Преосвященный Поликарп в письме к архиепископу Нижегородскому сообщал
о том, что он собирается отслужить литургию в селе Аря, где, по его словам,
тогда было засилье сектантов и в настоящий момент там идет "... политическое
сражение с сектантами на тему о составе Церкви Христовой". Далее он перечислял
тех, кто "ведет дискуссии со стороны Церкви Д.М.Скрипеев, С.И.Костров
и В.С.Гундяев".
1 ноября 1920г. мастеровые рабочие и служащие Лукояновского депо, состоящие членами
Приходского совета и прихожанами Тихоновского женского монастыря, написали
прошение в Нижегородский Губернский жилищный отдел: "Лукояновский городской жилищно-земельный отдел с каждым днем притесняет и притесняет в квартирном отношении причт Лукояновского женского монастыря, в котором мы состоим прихожанами, благодаря чему положение как духовенства, а так равно и монашествующих становится невыносимым... ...Выселили из дома священника, а дом отвели под квартиры граждан, также выселили диакона.., выселили настоятельницу монастыря с сестрами, а в доме этом устроили барак для тифозных больных... Выселили Епископа, а в помещении последнего предполагается открыть дом ребенка, дом этот до сих пор пустует, мало-мальски чистые кельи, расположенные внутри ограды и из тех выселили, монашествующих и заняли жильцами...Такое ...отношение к монашествующим и духовенству поставило их в невыносимое положение... Настоятельница монастыря принуждена жить в одном доме с Епископом, священник с сестрой приютился где-то в каморке, требующей капитального ремонта, а монашествующие сгруппированы по 57 человек в каждой келье, а часть таковых размещена в сыром подвальном и протухлом помещении, которое служит очагом всевозможных заразных заболеваний. Объяснив вышеизложенное, покорнейше просим сделать распоряжение Лукояновскому Горжилотделу о прекращении подобных притеснений и дом, из которого выселили Епископа, немедленно возвратить в пользование последнего... Явно пристрастное отношение членов Жилотдела к причту взяло верх... и тем самым наносятся оскорбления нашим религиозным чувствам и вызывают нас на крайности...".
В 19211922гг. в Лукоянове активизировались обновленцы. По благословению епископа
Поликарпа, местное духовенство и миряне вступали с ними в различные диспуты,
которые проводились принародно, при большом стечении участвующих.
Большую роль в борьбе с обновленцами сыграли настоятель Тихоновского храма
протоиерей Петр Покрышкин и Василий Гундяев.
В начале 1922г. протоиерей Петр заболел тифом. Епископ Поликарп сообщал архиепископу
Евдокиму о болезни о.Петра и о проведенных о.Петром и Василием Гундяевым
диспутах с обновленцами, которых поддерживает власть: "...Им [обновленцам] оппонировали о.Петр и В.С.Гундяев, сделавшие веские возражения научно-богословского характера... Около полуночи Евгеньев произнес речь с хулением на Создателя и Искупителя. Оппоненты требуют слова. Беспрозванный [обновленец] объявил прекращение заседания... На следующую лекцию явились о.Иосиф Глебовский, В.С.Гундяев, Д.М.Скрипеев и множество слушателей... Победы у наших лекторов нет, потому что стесняют свободу наших защитников и, таким образом, на полуслове закрывают заседание...".
В ночь с 5 на 6 февраля 1922г. скончался от сыпного тифа протоиерей Петр Покрышкин.
Василий Степанович организовал сбор средств на изготовление гроба и для поминальной
трапезы среди служащих Лукояновского депо.
Погребение о.Петра было торжественным. Отпевание совершал епископ Поликарп.
Летом 1922г. в Лукоянове за "сокрытие церковной утвари" были арестованы настоятель
Покровского собора протоиерей Василий Цедринский и протоиерей Сергий Фоминский.
В связи с возникшим обновленчеством в Лукоянове епископ Поликарп благословил создать
"Братство св.Софии". Руководителем Братства был поставлен Василий Степанович Гундяев.
Председателем Братства епископ Поликарп.
Василий Степанович и его брат Григорий Степанович были активными участниками
борьбы с обновленческим расколом
Нижегородская губ., г.Лукоянов Год ареста1922
В 1922г. все активные пастыри и миряне Лукоянова во главе с епископом Поликарпом
за свои смелые выступления против обновленцев и защиту прав верующих были арестованы.
Был арестован и Василий Степанович Гундяев
Нижегородская о., г.Лукоянов, Свято-Тихоновский храм при бывшем женском монастыре Должность член церковной двадцатки Год окончания1928
В октябре 1923г. Василий Гундяев находился в Лукоянове. Это известно из следующего
документа прошения в Канцелярию Святейшего Патриарха Тихона: "Прошения гражд.гор.Лукоянова Вас.Степан.Гундяева прислать на место разъяснение по текущим церковным делам" [ЦГА Москвы. Ф.2303. Оп.1. Д.301. Л.44].
Это был период массового закрытия храмов в Лукоянове.
Первым был закрыт в 1923г. храм во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших".
Покровский собор был захвачен обновленцами (был окончательно закрыт в 1931г.).
Оставался действующим только Свято-Тихоновский храм при бывшем женском монастыре,
существовавшем под видом организованной монахинями сельскохозяйственной артели.
В 1928г. сельскохозяйственная артель была ликвидирована. В ЦГА г.Москвы нашлось прошение настоятеля Покровского собора Сергия Фаминского.
В апреле 1925г. иерей Сергий Фаминский обратился к МЕУ (обновленческому Московскому
Епархиальному управлению) с прошением о переводе в Москву. Он сообщил, что служит
в Покровском соборе г.Лукоянова с 1896г. В конце 1924 начале 1925гг., находясь
в Москве, совершал богослужения в Храме Христа Спасителя, который также принадлежал
обновленцам. Из этого прошения следует, что настоятель Покровского собора не только
признает МЕУ, но и состоит временно исполняющим должность председателя Лукояновского
Викариального управления [ЦГА Москвы. Ф.2303. Оп.1. Д.15. Л.159, 159об.].
О.Сергий согласился служить в обновленческом храме, а Василий Степанович Гундяев
обратился в Канцелярию Святейшего Патриарха Тихона и продолжил борьбу против обновленцев,
за сохранение храмов и монастырей.
Местные власти решили закрыть и Свято-Тихоновский храм города Лукоянова.
Василий Гундяев сразу же принял активное участие в борьбе
против закрытия бывшего монастырского Свято-Тихоновского храма.
Чтобы не допустить закрытия церкви, он дважды безуспешно ездил в Москву
с обращениями от лица работников Лукояновского депо к М.И.Калинину.
(Впоследствии, несмотря на попытки Василия Гундяева и прихожан-железнодорожников
спасти от закрытия Тихоновский храм, 11 декабря 1929г. было издано постановление
Президиума Нижкрайисполкома о закрытии Свято-Тихоновской церкви и использовании
второго этажа ее здания под клуб, а первого этажа под общежитие студентов техникума.
В 1928г. участвовавший в противлении властям закрыть последнюю церковь
в Лукоянове, Василий Степанович вновь попал в поле зрения ОГПУ.
Василий Степанович ждал ареста со дня на день.
Супруга его, Параскева Ивановна, сказала ему: "...Все, мы теперь умрем".
Василий Степанович ответил: "...Поскольку я буду нести крест за Христа, вы останетесь живы. Бог вас не оставит".
Семья, дети его подвергались всяческим унижениям и травле.
В личном архиве Святейшего Патриарха Кирилла, внука Василия Степановича Гундяева,
хранится статья "Дети машиниста Гундяева", опубликованная в московской газете
в Московской газете "Безбожник": "В школе они ведут себя грубо, вызывающе. Рассказывают другим о жизни святых. Убегают с уроков обществоведения... Их терпели, но на одном из родительских собраний Гундяев выступил примерно с такой речью: "Православные! Христос есть! Он должен быть во плоти и духе наших детей" Я предлагаю ввести в школе "Закон Божий"". Нужно задуматься над тем, стоит ли учить таких в советской школе, а заодно проверить, что собой представляет машинист Гундяев...".
Эта пасквильная статья была опубликована в Москве 19 мая 1929г., когда
Василий Степанович Гундяев, по выражению Патриарха Кирилла,
уже был "проверен", т.е. вновь арестован и отправлен в ИТЛ
Нижегородская о., г.Лукоянов Год ареста1928
Василия Степановича вновь арестовали за "антисоветскую деятельность".
После его ареста его жена Параскева Ивановна уехала с детьми в с.Оброчное
Северный край, ИТЛ (Белбалтлаг) Год начала1929 Месяц начала5 Год окончания1933
В мае 1929г. Василий Степанович прибыл в ИТЛ на строительстве Беломоро-Балтийского
канала. В 1933г. освобожден
Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное Год начала1933 Год окончания1945
После освобождения в 1933г. Василий Степанович вернулся к семье в село Оброчное.
Проживал с семьей в с.Оброчное до 1945г.
Московская о.(?) Год ареста1945
В конце Великой Отечественной войны в НКГБ г.Москвы стали поступать "сигналы"
о том, что: "Гундяев Василий Степанович, Плотицын Семен Игнатьевич и Чуркин Алексей Васильевич среди окружающих их лиц ведут антисоветскую агитацию".
Арест последовал незамедлительно. Арестованных поместили под стражу во
внутреннюю тюрьму УНКГБ Московской обл.
Особое Совещание при НКВД СССР 29/12/1945 Обвинение"антисоветская агитация и пропаганда" Приговор5 лет ИТЛ
Из материалов дела: "Следствием по делу установлено, что Гундяев, Плотицын и Чуркин на почве своего враждебного отношения к Советской власти, начиная с 1944г. общались между собой и вели совместные антисоветские разговоры. Так, например, Гундяев враждебно высказывался о Советском правительстве и его руководителе, о положении верующих в Советском Союзе, восхвалял царский строй и высказывался за восстановление монархии в СССР... На основании изложенного, обвиняются Гундяев В.С., Плотицын С.И. и Чуркин А.В. в том, что общаясь между собой, вели антисоветские разговоры, враждебно высказывались о Советском правительстве и восхваляли царский строй. Следственное дело N 357, как законченное, через прокурора Московской обл. направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР".
Все проходившие по этому делу получили срок 5 лет ИТЛ
Внутренняя тюрьма УНГБ Московской обл. Год начала1945 Год окончания1945 Молотовская о., г.Соликамск Год начала1945 Год окончания1950
После освобождения Василий Степанович долго находился на нелегальном положении: "Он был просто как бродяга, потому что единственная возможность спастись для него была одна скрываться от властей... "
Ленинград Год начала1952 Год окончания1953
В 1952г. его положение было легализовано, и он впервые мог приехать в Ленинград
к своему сыну Михаилу, который к тому времени уже был священником. Святейший Патриарх
вспоминал по этому случаю: "Мы с мамой встречали его на Московском вокзале. Я хорошо помню эту сцену: вышел из вагона сухощавый пожилой человек, мне даже показалось старичок, с огромным черным фанерным чемоданом, и мама подбежала к нему: "Папа, папа! Мы сейчас возьмем носильщика". А он возмутился:
"Какого еще носильщика?"
"Ну, как, чтобы помочь чемодан нести...". Дед улыбнулся, снял ремень, перевязал им чемодан, взвалил на плечи, и мы пошли. Эту встречу я хорошо запомнил".
Прожив некоторое время у сына в Ленинграде, Василий Степанович вернулся в родное село
Оброчное Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное Год начала1952 Год окончания1953
диакон 1953 День24 Месяц3 Кто рукоположилепископ Уфимский и Стерлитамакский Арсений (Крылов)
Мечтой Василия Степановича было принять священный сан.
В 1953г., после смерти Иосифа Сталина, эта его мечта исполнилась
24 марта 1953г. он был возведен в сан диакона епископом Арсением (Крыловым)
[4],[5]
Башкирская АССР, г.Бирск, Михаило-Архангельская церковь диакон Год начала1953 День начала24 Месяц начала3 Год окончания1954
Зарегистрирован диаконом Михаило-Архангельской церкви г.Бирска
[Зв2 (Ф.1. Д.5. Л.74.)]
иерей 1954 Кто рукоположилархиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иларион (Прохоров)
Рукоположен во священника во второй половине 1954г. архиепископом Уфимским и
Стерлитамакским Иларионом (Прохоровым) к Христорождественской церкви с.Ново-Петровского
(Троицкого) и назначен ее настоятелем
Башкирская АССР, Архангельский р., с.Ново-Петровское (Троицкое), Христорождественская церковь иерей Должность настоятель Год начала1954 Год окончания1959
Имя священника В.С.Гундяева часто упоминалось в информационных отчетах
Уполномоченного Совета по делам РПЦ по БАССР как ревностного пастыря и хорошего
проповедника. Так, в отчете за 1-ю половину 1956г. он указан священником
Христорождественской церкви с. Н.-Петровского Архангельского р-на.
Уполномоченный сообщал: "Священник Гундяев... посвящен епископом Арсением в 1953г. ...Будучи ярым противником евангелистов [сектантов], он после каждой службы выступает с проповедями, в которых поносит руководителей евангелистских общин... взывает к верующим к борьбе с ними" [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.67.)].
В октябре 1957г. Уполномоченный сообщал в Москву: "Священник Гундяев, служащий по-прежнему в Архангельском районе, совершая частые выезды на большие расстояния, посещает верующих на дому, напоминает о праздниках и их значении, рассказывает о нуждах церкви, в связи с чем благочинный ставит его в пример многим другим за его ревность в церковном служении" [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.262.)].
В Информационном отчете за 1-е полугодие 1958г. Уполномоченный особо выделил
деятельность о.Василия Гундяева: "Священник Гундяев (Архангельский район) в своих проповедях призывает верующих воспитывать детей в религиозном духе. Обращаясь к матерям и бабушкам, рекомендует, чтобы они чаще приводили детей в церковь, приучали их молиться и не боялись школьной администрации. Он говорил: "В церковь надо ходить обязательно с жертвой, строго соблюдая церковные правила"".
Подобные проповеди расценивались Уполномоченным как проявление нелояльности
к Советской власти [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.398.)] Башкирская АССР, Покровский р., с.Уса-Степановка, Петропавловская церковь иерей Должность настоятель Год начала1959 Год окончания1964
С 1959г. до 1964г., когда у него началась тяжелая болезнь, о.Василий проходил
служение в одном из отдаленных приходов Уфимской епархии, в с.Уса-Степановка
[4], [5].
В дневниках приема Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Башкирской АССР
сохранился ряд записей, отражающих нелегкое пастырское служение о.Василия
в период хрущевских гонений на Церковь.
Дневник приема Уполномоченного В.Михайлова. 1959г., 17 сентября: "Принят священник Гундяев из Покровского р-на. Сообщил, что в районном отделении госбанка отказываются принимать на текущий счет деньги, принадлежащие церковной общине. Это неправильно, и я пообещал Гундяеву принять надлежащие меры".
18 ноября 1959г. в должности Уполномоченного Михайлова сменил Николай Сигачев
жестокий гонитель Церкви, руке которого принадлежат все последующие записи.
Дневник приема. 1959г., 25 декабря: "Принят священник Гундяев из с.Уса-Степановка Покровского р-на (80 лет), его сын настоятель Покровской церкви в Ленинграде. Просил, чтобы ему выделяли лошадей для выездов на требы. Границы своего прихода не знает. Другие тоже не знают, и это их не интересует".
Дневник приема. 1960г., 11 апреля: "Приняты из с.Уса-Степановка (Покровский р-н) священник Гундяев, члены совета Колонских, Пастухов и Устинова, которые жаловались на директора НСШ д.Ежовка (якобы грозит закрыть церковь и оскорбляет верующих".
В докладной записке о положении церкви в БАССР за 1960г. Уполномоченный
Н.Сигачев отмечал: "В.Гундяев принадлежит к тем священникам, которые с целью расширения своего влияния и скрытия незаконных действий, выезжали в другие деревни вечерами, оставаясь там ночевать у доверенных лиц, совершали требы, проводили беседы на религиозные темы... При этом он ведет религиозную работу (беседы, крещение детей и т.д.)" [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.1. Д.7. ЛЛ.341,372)].
Дневник приема. 30 июня 1961г.: "Принят Гундяев (Уса-Степановка), предупрежден за сбор заявлений в члены 20-ки и ремонт церкви в 1960г. (самовольно)".
В справке о деятельности РПЦ в БАССР в 1961г. Уполномоченный писал: "Только в результате слабого контроля за деятельностью священнослужителей им удается совершать подворные обходы верующих с молебном, крестить детей в частных домах (Архангельский и Покровский районы)... читать проповеди, враждебные по своему содержанию (г.Уфа Еварестов М., Покровский р-н Гундяев)... В своих проповедях священник Гундяев (д.Уса-Степановка, Покровский р-н) запугивал посетителей церкви неизбежностью войны, призывал их скупать продукты, промышленные товары и призывал усердно молиться Богу; возводил клевету на коммунистов, именуя их опасными безбожниками, внушал недоверие к ним. К себе на квартиру Гундяев зазывал детей и одарял их деньгами. Накануне религиозных праздников к нему на квартиру собирались с ночевкой верующие из других деревень. В этой же квартире он в нарушение установленного порядка крестил детей (без согласия родителей, в антисанитарных условиях). В июле 1961г. Гундяев, с целью привлечения на сторону церкви верующих, распустил слух о ее закрытии, а потом сам обходил деревни и собирал заявления от пожилых людей об их согласии сохранить церковь. За эти действия Гундяев с регистрации снят и от службы отстранен" [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. ЛЛ.67.)].
В записке "О праздновании Рождества в Башкирской АССР в 1962г." Уполномоченный
особо указал: "В с.Уса-Степановка, Покровского района священник Гундяев, чтобы удержать верующих, прибывших из других населенных пунктов, разрешил им ночевать в своем доме. Ночевок в молитвенных зданиях [запрещенных] не отмечалось" [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.1.)].
Дневник приема. 1962г., 22 января: "Гундяев В.С. (Уса-Степановка) снятие с регистрации. Вместе с ним была К. ...Подтвердила, что Гундяев крестил детей в своей квартире, каждый раз читал проповеди, на разные вопросы дает хорошие ответы, детям дает конфеты. Гундяев заявил, что ему доставляет радость приобщать детей, поэтому он призывал к этому родителей, давал им конфеты, молится за неверующих, считает их заблудившимися. Сделано последнее предупреждение и оставлен до 1 мая, а если будут жалобы снят раньше (он и жена больны, по 80 лет)".
Обвиняя священника "в распространении слухов о закрытии церкви в Уса-Степановке",
Уполномоченный в то же самое время готовил обоснование и документы для ее
ликвидации.
5 апреля 1962г. некое "доверенное лицо" передало ему подготовленные материалы
и получило рекомендацию "собрать документы [на церковь] как на клубное здание".
Уже 11 апреля материалы об изъятии здания были посланы Уполномоченному нарочным.
Дневник приема. 1962г., 14 июля: "Гундяев В.С. (привез с собой ходатаев и заявление от них с просьбой оставить его) в связи с временным снятием с регистрации за активную работу с детьми и проповедническую деятельность".
В тот же день записано: "Гундяев снят на 4 мес. за привлечение детей".
В докладной записке "О фактах нарушения законодательства о культах церковниками",
от 15 августа 1962г., Уполномоченный сообщал: "[Епископ] Никон и [секретарь Уфимского епархиального управления архимандрит Иосиф] Чернышев открыто берут под защиту всех нарушителей законодательства из числа духовенства и стараются продвинуть их на лучшие приходы, выдают им награды или отпускные грамоты, как это было со священником Гундяевым: за нарушения законодательства он снят на 4 мес. с регистрации, а Чернышев выдал ему справку, что он находится в отпуске... Многие священники также допускают нарушения законодательства. Эти нарушения выражаются в чтении проповедей на общественно-политические темы (Еварестов, Гундяев, Бусел), привлечении молодежи и детей в церковь (Таврион (Батозский), Гундяев)..." [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.72.)].
21 августа 1962г. Уполномоченный сообщил епископу Никону и секретарю епархиального
управления архимандриту Иосифу (Чернышеву) об изъятии здания в Уса-Степановке.
Уже 23 августа к Н.Сигачеву приехали верующие из Уса-Степановки "по вопросу изъятия здания и осуществления аренды. Корсакова сказала, что после снятия священника они не прекращали собираться в церкви, открывал сторож, читали монашки Зонова и Белова, и вели службу".
Дневник приема. 1962г., 6 сентября: "28 августа старосте был дан срок на освобождение помещения. Отказался сделать, направил делегацию в Москву (Корсакова, Шамотурин, Зохваткин) и ключи якобы увезли. 5-го ему снова предложили открыть, отказался. Тогда ... сняли замок и все перенесли в амбар".
Дневник приема. 1962г., 15 сентября: "Приходил Гундяев с просьбой дать ему справку [о регистрации] раньше срока".
Дневник приема. 1962г., 1 октября: "Приходил [епископ] Никон, беседа по фактам нарушения законодательства о культах священниками (...Гундяев проповеди и поездки в Москву...)".
В информационном отчете Уполномоченного сообщалось: "За 1962 год и первый квартал 1963г. в БАССР закрыто 7 церквей... и у двух религиозных общин изъяты молитвенные помещения, как общественные здания (д.Уса-Степановка Уфимского района и д.Ивановка Кармаскалинского района)" [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.175.)].
По-видимому, верующие арендовали какое-то молитвенное помещение, и в списке
действующих приходов по состоянию на 5 мая 1963г. указано, что "в д. Уса-Степановка имеется Петропавловский молитвенный дом, но священника [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.167.)].
Больше имя иерея Василия Гундяева в материалах Совета по делам РПЦ по Башкирской
АССР не встречается.
Святейший Патриарх Кирилл вспоминал: "Дед нам рассказывал, как он за 14 километров ходил причащать больных. Во времена хрущевских гонений возникла опасная ситуация, связанная с закрытием храма в селе Уса-Степановка. Я помню переписку по этому поводу деда с отцом дед насмерть стоял, защищая храм. Держал его своей силой до последнего, и церковь тогда не была закрыта. Но в середине 60-х годов дед стал слепнуть и понял, что больше служить не сможет просто опасно было совершать литургию, ведь священник имеет дело со Святыми Дарами. Тогда он собрался и поехал в Москву к Патриарху Алексию I, который его очень ласково принял. Дед поведал ему о всей своей жизни и сказал: "Ваше Святейшество, без Вашего личного согласия я не могу покинуть приход, потому что он будет закрыт. Никто там служить не станет". Дед получил благословение Патриарха, который напутствовал его словами: "Вы, отец Василий, и так всю жизнь посвятили Церкви Божией и сделали столько, сколько другому человеку не под силу. Живите спокойно, считайте, что Вы совершили все, что могли. Можете возвратиться к себе домой, к семье". И дед уехал. Храм после этого закрыли".
После закрытия храма в 1964г. иерей Василий вернулся в свое родное село
Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное Год начала1964 Год окончания1969 День окончания31 Месяц окончания10
Село Оброчное к 1968г. территориально вошло в состав Мордовской АССР.
Местные жители вспоминали, что сюда на родину он вернулся уже совсем ослепшим
и прожил еще недолго
Кончина
1969 День31 Месяц10 МестоМордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное
Священник Василий (отец протоиерея Михаила Гундяева и дед Патриарха Московского и Всея Руси
Кирилла (Гундяева)) перед кончиной заповедал детям и внукам: "Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога...".
31 октября 1969г. о.Василий Гундяев скончался в возрасте 91 года в окружении
горячо любивших его родных и близких.
По благословению епископа Пензенского и Саранского Мелхисидека (Лебедева),
отпевание почившего было совершено в Михайло-Архангельской церкви села Ичалки.
Чин отпевания возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Беляков, а также
сын почившего протоиерей Михаил Гундяев и два внука преподаватель ЛДА священник
Николай Гундяев и преподаватель той же Академии иеромонах Кирилл (Гундяев).
Множество верующего народа прибыло в храм, чтобы проститься с почившим.
Погребение было совершено 4 ноября на кладбище села Оброчного.
На могиле покойного был установлен большой деревянный крест с табличкой: "Здесь покоится прах иерея Василия Гундяева. 18791969. Светлая память о тебе, отец Василий, будет вечно жить в наших сердцах"
Матушка Параскева Ивановна умерла 31 октября 1974г.
Использованы материалы:
Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Картотека духовенства;
Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Дело Никольского молитвенного дома г.Белорецка. Л.146.;
Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Информационные отчеты. Ф.1. Д.5. ЛЛ.74,96,248.;
Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Информационные отчеты. Ф.1. Д.6. ЛЛ.66,67,157,262,398.;
Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Информационные отчеты. Ф.1. Д.7. ЛЛ.341,372.;
Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Информационные отчеты. Ф.1. Д.9. ЛЛ.1,67,28,40,72.;
Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Дневник приема, 19571959 гг.;
Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Дневник приема, 19601964 гг.