Антоний (Миловидов Александр Николаевич) Год рождения1877 День рождения31 Месяц рождения5 Место рожденияМосква епископ
Родился в семье профессора гражданского права, из дворян.
В 1897г. окончил Московскую гимназию.
После окончания гимназии поступил в послушники Махрищского монастыря близ
Троице-Сергиевой Лавры Фотографии
Новгородская губ., Св.вмч. Георгия Победоносца (Юрьев) мужской монастырь иеромонах Должность ризничий Год начала1908 День начала10 Месяц начала11 Год окончания1910 Москва, свт.Николая Чудотворца на Преображенском кладбище монастырь иеромонах Должность казначей Год начала1910 Год окончания1912
В 1912г. после конфликта с настоятелем, в связи с попыткой улучшения качества
питьевой воды для монашествующих, "для научения смирению" послан в Зосимову
пустынь под руководство ее настоятеля и старца игумена Гермогена Владимирская губ., Александровский у., ст.Арсаки, Смоленская Зосимова пустынь иеромонах Год начала1912 Год окончания1913
4 февраля 1913г. указом Св.Синода назначен настоятелем Воскресенского монастыря
Уфимской губ. Уфимская губ., Златоустовский у., Воскресенский монастырь иеромонах Должность настоятель, с 1917г. благочинный Уфимской епархии Год начала1913 Месяц начала3 Год окончания1917 День окончания8 Месяц окончания7
В ночь 78 марта 1913г. прибыл в обитель, где собралось множество народа для
его встречи. С 1913 по 1921гг. благочинный единоверческих церквей и монастырей
Уфимской епархии. 29 июня 1917г. определением Св.Синода награжден саном игумена
игумен 1917 День8 Месяц7 МестоПетроград Кто рукоположилепископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский)
Возведен в сан игумена в Петрограде с возложением палицы
Уфимская губ., Златоустовский у., Воскресенский монастырь игумен Должность настоятель Год начала1917 День начала8 Месяц начала7 Год окончания1921
В 1917г. избран представителем на Всероссийский Поместный Собор в числе 10 членов
от монашествующих, а 1 июля 1917г. на Всероссийский съезд монашествующих в
Свято-Троице-Сергиевой Лавре.
2328 июля 1917г. делегат от братии монастыря II Всероссийского единоверческого
съезда в Нижнем Новгороде, на котором прочел доклад "О благоустройстве православно-
старообрядческих монастырей".
Рассматривался как один из кандидатов в единоверческого епископа для предполагавшегося
единоверческого округа из Екатеринбургской, Пермской и Уфимской губ.
Уфимская губ., Златоустовский у., Воскресенский монастырь архимандрит Год начала1921 Год окончания1923
После закрытия монастыря служил в храмах Златоустовского уезда Уфимская губ., Златоустовский у., с.Тюбеляс архимандрит Должность настоятель Год начала1923 Год окончания1924
1923г. настоятель церкви в с.Тюбеляс Уфимская губ., Златоустовский у., с.Усть-Катав, церковь св.Александра Невского архимандрит Должность настоятель, благочинный 1-го р-на православных церквей Златоустовского округа Год начала1924 Год окончания1925
епископ 1925 День6 Месяц6 МестоЗападный Туркестан, пос.Теджен Кто рукоположилархиепископ Андрей (Ухтомский), епископ Нижнетагильский Лев (Черепанов)
Хиротонию совершали ссыльные архиереи
Уфимская епархия епископ Должность епископ Усть-Катавский, викарий Уфимской епархии Год начала1925 День начала6 Месяц начала6 Год окончания1927
По сведениям [8] уходил к старообрядцам-беглопоповцам. 16 марта 1926г. был под
запрещением.
1619 октября 1927г. участник съезда православных староцерковнических приходов
Уфимской епархии (непоминающих "андреевского течения").
1518 ноября 1927г. наблюдатель от Уфимской автокефалии (непоминающих "андреевского
течения") на съезде староцерковников-григориан. Вскоре после этого признал
Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр.Сергия (Страгородского) каноническим
главой церкви, вступил с ним в переговоры. После принесения покаяния был принят
в сущем сане, как рукоположенный архиерей старого поставления Челябинская епархия епископ Должность епископ Троицкий, викарий Челябинской епархии Год начала1927 Месяц начала12 Год окончания1928
По данным [8] был арестован в 1927г. в Уфе.
В феврале 1928г. провел собрание духовенства г.Троицка, на котором обсуждались
вопросы о созыве Поместного Церковного Собора о Патриаршестве, о нововведениях
обновленцев (о женатом епископате и о второбрачии духовенства), об автокефалии,
о роли мирян в церковном управлении, о церковном образовании духовенства и проч.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ ././1927 Обвинение"а/с агитация, проведение нелегальных собраний а/с церковников, хранение и распространение к/р документов" Статьяст.5810 ч.1 УК РСФСР Приговор2 года ссылки в Бугульму
По данным [8] уже по факту ссылки 27 апреля 1928г. митрополит Сергий назначил
Владыку Антония епископом Бугульминским, викарием Казанской епархии.
По данным [6] в 1928г. приговорен к 3 годам лишения свободы и 6 годам ссылки
Енисейская епархия епископ Должность епископ Енисейский и Красноярский Год начала1934 День начала16 Месяц начала6 Год окончания1934 День окончания3 Месяц окончания5
Занимал после освобождения из ссылки Енисейско-Красноярскую и Ачинскую епархии.
Навещал находившегося в ссылке в Туруханском крае митрополита Кирилла (Смирнова),
затем написал ему три письма в разъяснение своей позиции в поддержку митр.Сергия
(Страгородского) и его церковной политики Ачинская епархия епископ Должность епископ Ачинский Год начала1934 День начала3 Месяц начала5 Год окончания1935 День окончания9 Месяц окончания9 Омская епархия епископ Должность епископ Омский и Челябинский Год начала1935 День начала9 Месяц начала9 Год окончания1936 День окончания29 Месяц окончания11
В связи с упразднением в 1935г. Челябинской епархии и передачи ее территории
в ведение Омского архиерея в гражданских документах именовался "епископом Омским
и Челябинским" или "епископом тихоновских церквей Омской и Челябинской областей"
Омск, ул.Халтурина, 10 Год начала1936 Месяц начала4 Год окончания1936 День окончания29 Месяц окончания11
Епископ Антоний был арестован УНКВД Омской области вместе с 6 священниками Омской
епархии
Омск, ул.Халтурина, 10 Год ареста1936 День ареста29 Месяц ареста11 Обвинение при аресте"руководил к/р группой и объединил вокруг себя реакционное духовенство, проводил к/р клеветническую пропаганду и проч."
На одном из допросов в ответ на вопрос об отношении к советской власти епископ
Антоний сказал: "Мое отношение к Советской власти явно отрицательное, и я веду
посильную борьбу с нею... Я монархист. Считаю, что единственная власть для народа
это монархия, то есть народ и священнослужители могут свободно вздохнуть тогда,
когда в России снова будет монархия. Я эти идеи проповедовал среди духовенства
и мирян".
В феврале 1937г. было возбуждено уголовное дело также и в Челябинске, по обвинению
епископа Антония "в связи с к/р настроенным духовенством Челябинской области"
Коллегия Омского областного суда 22/03/1937 Обвинение"организация контрреволюционной группы, объединение вокруг себя реакционного духовенства и верующих, ведение борьбы с сов.властью под лозунгом "борьба за церковь и религию"" Статьяст.5810 ч.1, 5811 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ Групповое дело"Дело епископа Антония (Миловидова) и шести священников, г.Омск, 1937г."
1922 марта 1937г. спецкомиссия Омского облсуда приговорила еп.Антония к 10 годам
лишения свободы, а еще 6 омских священнослужителей к разным срокам заключения
от 3-х до 8 лет. Им вменялась в вину "организация к/р группы для борьбы с советской
властью под лозунгом "За церковь и религию".
В ответ на кассационную жалобу Верховный суд РСФСР приговор оставил в силе.
3 апреля 1937г. Управлением НКВД по Челябинской обл. предъявлено обвинение в том,
что "являясь епископом Омской обл. и проживая в Омске, без разрешения Комиссии
по культам осуществлял нелегально руководство над духовенством Челябинской области
и создавал к/р формирования... перед которыми ставил задачу подготовки кадров для
вооруженного выступления в случае войны".
На суде епископ Антоний сказал: "Действительно, вокруг меня организовывались
Омские священники, но с ними я никакой контрреволюционной агитации не вел".
В апреле Челябинские чекисты организовали провокационный выброс письма якобы от
епископа Антония. Так, 11 февраля к священнику Глебу Коптягину пришел человек,
назвавшийся монахом, и передал два письма якобы от епископа Антония. О.Глеб, поняв,
что это провокация, отнес письмо в НКВД, но там его арестовали. 20 февраля был
арестован благочинный Каргопольского района Филимон Ананьин, который тоже якобы
получал от епископа Миловидова "воззвания", но "успел их сжечь".
Читая показания свидетеля П. о том, что он поручал создавать группы враждебных
соввласти людей с целью подготовки их для активной борьбы с соввластью, может быть,
даже с оружием в руках, Владыка записал в протоколе: "Удивляюсь наивности следствия и заявляю, что свидетель подучен следствием лжесвидетельствовать на меня... да и я ведь с ума не сошел, чтобы встречному и поперечному, первый раз увиденному мною человеку заявлять такие тайны и кооптировать его как бы в свои агенты. Кто же из церковников может выступать с оружием в руках, когда церковь посещают преимущественно только старухи. Все это ложь и ложь".
В заключение Владыка написал: "Я дам ответ после получения из Москвы ответа касательно возбужденной мной жалобы по поводу сфабрикованных листовок в Челябинском НКВД".
В тот же день следователи составили акт, в котором жаловались на епископа начальству: "Обвиняемому Миловидову было представлено следственное дело N 4277 по обвинению его и других в количестве 22 человек по ст.581111, 582. Миловидов знакомился с делом свыше двух часов. В процессе ознакомления вел себя вызывающе, невыдержанно, проявлял насмехательство и грубость по адресу следствия, а от подписи в протоколе об окончании следствия отказался, написав: "Следствие называет меня нахалом. Миловидов"., а также во время допросов и на очных ставках отвечать не желал, умышленно уклонялся от ответов, нанося следствию словесные оскорбления...".
На основании доносов о словах, сказанных "у себя на квартире", "в присутствии свидетеля",
"вел разговоры среди колхозников", было составлено обвинительное заключение о
якобы созданной к/р организации "Партия угнетенных христиан". По делу, кроме
епископа Антония, проходил 21 священник Миасса и Каргаполья Челябинского областиСпецколлегия Челябинского облсуда 12/07/1937 Обвинение"руководитель и организатор к/р организации церковников" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"Дело к/р организации церковников "Партия угнетенных христиан" во главе с епископом Антонием (Миловидовым). Челябинск, 1937г."
Все попытки властей придать даже видимость суда над православными священнослужителями
потерпели неудачу. Священники на суде не признали своей вины и отказались от
"чистосердечных признаний", сфабрикованных следствием. Но большевистский суд не
подумал с этим считаться. Епископ Антоний был приговорен к смертной казни, 10
священников к 10 годам концлагерей, трое к 8 годам, двое осуждены на 6 лет
концлагерей, пятеро на 5 лет концлагерей.
15 августа 1937г. в ответ на кассационную жалобу Верховным судом РСФСР приговор
Челябинского облсуда отменен: "Осужденные неоднократно вели к/р пораженческую и террористическую агитацию, и, учитывая при этом, что они уже были судимы по ст.5810 УК, суд не учел социальной опасности их действий и избрал им явно мягкую меру наказания... Приговор суда отменить, дело в отношении всех подсудимых отправить в тот же суд на новое рассмотрение со стадии предварительного следствия".
В это же время в других городах области создавались так же фабрикованные дела
священников. Так, в Челябинске по делу "Религиозного общества" обвинялись 13
человек, в то числе священнослужители и миряне Челябинска. В Троицке 4 священника
и монахиня обвинялись в террористических намерениях в составе организации, в которую
их якобы вовлек епископ Антоний. Подобные процессы проходили в Миассе, в Златоусте.
Всем им были вынесены приговоры на различные сроки лишения свободы, как и епископу
Антонию, и по всем делам был принесен протест, и дела в новом следствии объединили
в одно, громадное дело N 15109. Из обвинительного заключения по делу 15109: "В августе 1937г. Управлением НКВД по Челябинской области вскрыта и ликвидирована к/р повстанческая организация духовенства и церковников, состав которой достигает свыше 1000 участников. Организация ставила своей задачей вооруженное свержение советской власти и установление в СССР фашистского режима".
27 сентября следствие изготовило "показания" епископа Миловидова. "Протокол" со
странными подписями подшит к делу, как доказательство вины . Уже 1 октября по
следственному делу N 15109 составлено обвинительное заключение, а на следующий
день тройка УНКВД вынесла смертные приговоры и 21 обвиняемому по Миасскому делу, и
остальным участникам изобретенной в НКВД "Повстанческо-террористической организации
духовенства Челябинской области".
По Миасско-Каргопольскому делу проходили священники преклонного возраста, от 60
до 75 лет, к тому же уже не по одному разу прошедшие лагеря и тюрьмы. Как могли
старые, измученные люди участвовать в "повстанческих" "террористических" организациях,
понять невозможнотройка УНКВД по Челябинской обл. 02/10/1937 Обвинение"организатор и руководитель "Повстанческо-террористической организации духовенства Челябинской области" Статьяст.582,586,587,588,5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"Дело епископа Омского и Челябинского Антония (Миловидова) и духовенства Челябинской обл. Челябинск, 1937г."
Архив УФСБ Челябинской обл. Д.П-25163.
Кончина
1937 День4 Месяц10 расстрел МестоЧелябинск, Золотая Гора Место захороненияЧелябинск, мемориал "Золотая Горка"
Епископ Антоний (Миловидов) был расстрелян 4 октября 1937г. вместе с другими
участниками "контрреволюционной монархической организации" в Челябинске,
всего 127 человек.
Индивидуальные места захоронений в то время не фиксировались. Известно, что
массовые захоронения расстрелянных в Челябинске в те годы производились на так
называемой Золотой горе, где в настоящее время установлен временный памятник
жертвам массовых репрессий
Расстрелы других священников по этому делу проходили в октябре-декабре 1937г.
Использованы дополнительно следующие материалы: Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д.4329; Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-25163; Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Житие и труды священномученика Кирилла Казанского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 864с.: ил. С.329,330,331,335,388,389,661