Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич) Год рождения1885 День рождения17 Месяц рождения2 Место рожденияКазанская губ., Цивильский у., с.Нурваш епископ Специальностькандидат богословия
Родился в семье псаломщика Якова Васильевича Скворцова, у которого было 11 детей
трое сыновей и 8 дочерей. Александр был самым младшим Фотографии
Священномученик епископ Амфилохий (Скворцов). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря. Епископ Амфилохий (Скворцов) Епископ Амфилохий (Скворцов). Тюрьма Осиновского отделения Сиблага. 1933 год Епископ Амфилохий (Скворцов), фото из дела 1926г.
Первоначальное образование получил в Чебоксарском духовном училище
Казанская Духовная Семинария
Год поступления1906
С юных лет он чувствовал призвание к иноческой жизни и хотел вступить в число братии
одного из отдаленных монастырей, еще учась в духовной семинарии.
Духовный отец однако посоветовал ему отложить на время это благое намерение
и поступить в Духовную Академию
Казанская Духовная Академия, миссионерское отделение
Год окончания1910 кандидат богословия
В 1909г. был командирован на летние каникулы в калмыцкую степь для изучения
калмыцкого языка и деятельности Православной Миссии среди калмыков.
Окончил Академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему:
"Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского
воздействия"
Оставлен при Академии профессорским стипендиатом на кафедре монгольского языка
и истории и обличения ламаизма, преподавателем монгольского языка.
В совершенстве изучил калмыцкий язык, а также литературу (по большей части,
рукописную), касающуюся переводов священных и богослужебных текстов на этот язык
Санкт-Петербургский Императорский университет, восточный факультет
Год поступления1910 Год окончания1911
В 19101911 слушал лекции на Восточном факультете Санкт-Петербургского
университета, чтобы изучить монгольский язык до свободного понимания
священных рукописей ламаизма
Казань, Казанская Духовная Академия иеромонах Должность и.д. доцента по кафедре монгольского языка и обличения ламаизма Год начала1911 День начала16 Месяц начала8 Год окончания1918
В 19111912 профессорский стипендиат Казанской духовной академии.
12 апреля 1912г. указом Св.Синода командирован в Монголию на 1 год
для изучения тибетского языка и литературы, касающейся ламаизма.
В 1913г. за кандидатскую работу присуждена премия митр.Иосифа (Семашко).
23 марта 1913г. по ходатайству Совета КазДА и по прошению о.Амфилохия командировка
в Монголию была продлена еще на 1 год с обязательством по возращении прослужить
в профессорской должности в академии не менее 5 лет.
До 15 августа 1914г. находился в Монголии и Забайкалье.
По возвращении из командировки одновременно с преподавательской и научной деятельностью
активно участвовал в работе историко-этнографического музея в Казани, став помощником
директора.
12 сентября 1918г. в связи с захватом Казани большевиками бежал из города вслед
за отступавшими частями чехословаков и Народной (Белой) Армии, вместе с которыми
ушел на восток Красноярск, Успенский мужской монастырь иеромонах Год начала1918 День начала22 Месяц начала3 Год окончания1919 День окончания3 Месяц окончания2
В марте 1918г. прибыл в Красноярск, поселился в 7 верстах от города в Успенском
мужском монастыре Красноярская губ., Минусинский у., Имисская вол., оз.Тиберкуль иеромонах Год начала1919 Месяц начала2 Год окончания1921 Месяц окончания2
3 февраля 1919г. вместе с пятью монахами удалился на оз.Тиберкуль, в Минусинском
округе, где они организовали скит, в котором подвизались два года.
В феврале 1921г. о.Амфилохий был направлен служить в с.Белый Яр Красноярская губ., Минусинский округ, Курагинская вол., с.Белый Яр иеромонах Год начала1921 Месяц начала2 Год окончания1922 День окончания7 Месяц окончания6
В 1922г. епископ Енисейский Зосима (Александр Сидоровский) отпал в обновленческий
раскол и возглавил епархию в качестве обновленческого архиерея. Он хорошо знал
иеромонаха Амфилохия, вызвал его в Красноярск и предложил присоединиться
к обновленчеству.
О.Амфилохий отклонил это предложение, и в 1922г. "епископ" Зосима уволил
его от управления приходом
Красноярская губ., г.Минусинск Год начала1922 День начала7 Месяц начала6 Год окончания1922 Месяц окончания11
До ноября о.Амфилохий находился в г.Минусинске "без определенного места", совершал
богослужения по домам верующих.
В то время законной власти в епархии не было. Глава Православной Церкви
Патриарх Тихон был в Москве под арестом.
О.Амфилохий решил покинуть обновленческого архиерея Красноярская губ., Минусинский у., Сейская вол. (Красноярский край, Таштыпский р.), женский монастырь на Матуре Год начала1922 Месяц начала11 Год окончания1923 Месяц окончания5
В ноябре 1922г. о.Амфилохий удалился в глушь Минусинского уезда в инородческий
край в окрестности с.Матур, где поселился в бывшем женском монастыре
в 7 верстах от с.Матур.
В женском монастыре на Матуре о.Амфилохий прожил около полугода.
Здесь он познакомился с монахиней Варварой (Цивилевой), которая стала его
духовной дочерью и сопровождала его впоследствии во всех переездах и когда
он был на свободе, и когда в узах.
Обновленцам стало известно место проживания о.Амфилохия, который
пользовался большим авторитетом среди православных Красноярская губ., Минусинский у. Год начала1923 Месяц начала5 Год окончания1923 Месяц окончания11
В мае 1923г. о.Амфилохий, чтобы избежать преследований со стороны обновленцев,
в сообществе Берестова Василия Захаровича, Петра Степановича и четырех монахинь
удалился в тайгу. В тайге они основали скит в 20 верстах от ближайшего жилья.
Там они прожили 5 месяцев до ареста
Красноярская губ., Минусинский у. Год ареста1923 Месяц ареста11
В первых числах ноября о.Амфилохий был арестован вместе со всеми насельниками
скита органами ОГПУ и доставлен в г.Минусинск
Красноярская губ., г.Минусинск, тюрьма Год начала1923 Месяц начала11 Год окончания1923 Месяц окончания11
Пробыл под стражей одну неделю; в связи с отсутствием обвинительных материалов
освобожден под подписку о невыезде из г.Минусинска.
Сначала проживал в городе "без определенных занятий", потом был назначен
священником кладбищенской церкви
Красноярский край, г.Минусинск, кладбищенская церковь иеромонах Должность настоятель Год начала1923 Месяц начала11 Год окончания1924 День окончания6 Месяц окончания6
В 1924г. советом православной общины был избран настоятелем Минусинской
кладбищенской церкви, где прослужил 6 месяцев, открыто выступая против обновленцев
Красноярский край, г.Минусинск Год ареста1924 День ареста6 Месяц ареста6 Обвинение при аресте"участие в сопротивлении представителям власти при передаче кладбищенской церкви обновленческой группе"
Арестован в группе из 11 чел. (4 духовных лица и 7 мирян) в связи с попыткой
Уездного Административного Отдела отобрать у православной общины храм и
передать его обновленцам
Красноярская губ., г.Минусинск, тюрьма Год начала1924 День начала6 Месяц начала6 Год окончания1924 День окончания20 Месяц окончания11
20 ноября 1924г. освобожден из-под ареста за отсутствием обвинительного материала
архимандрит 1924 Месяц11 епископ 1925 День8 Месяц3 МестоМосква Кто рукоположилПатриарх Тихон
В январе-феврале 1925г. был избран староцерковнической православной общиной
г.Красноярска кандидатом во епископа Енисейского и Красноярского.
В конце февраля 1925г. о.Амфилохий телеграммой был вызван в Москву для хиротонии
в сан епископа, приехал в столицу в начале марта, пробыл 2 недели; проживал по
рекомендации епископа Гурия (Степанова) на квартире Кочетковой Елизаветы Ивановны.
23 февраля/8 марта 1925г. был хиротонисан во епископа Енисейского и Красноярского Тихоном,
Патриархом Московским и Всея России, во время литургии в сослужении с митрополитом
Петром (Полянским), архиепископами Гурием (Степановым) и Прокопием (Титовым).
С архиепископом Гурием Амфилохий был знаком более 20 лет, еще с училища, постоянно
поддерживал с ним письменную связь, был его духовным сыном.
По устаревшим данным источников [1],[2],[3],[4],[7] был хиротонисан
во епископа в 1922г.
Красноярская епархия епископ Должность епископ Красноярский и Енисейский Год начала1925 Месяц начала3
23 марта 1925г. прибыл в Красноярск, начал активную борьбу с обновленчеством в епархии.
31 марта 1925г. выпустил 1-е воззвание к верующим, в связи со вступлением
в управление православной епархией.
В августе-сентябре 1925г. выпустил 2-е воззвание против обновленчества,
в связи с очередным раскольническим лжесобором.
В 19251926гг. составил брошюру "Что такое обновление и обновленческое движение"
(47 страниц машинописи), которая перепечатывалась и распространялась среди духовенства
и мирян епархии, "где наряду с полемическими выпадами против обновления... красной
нитью проводит свою мысль о непризнании законности и справедливости социальной
революции".
В 19251926гг. составил вторую брошюру против раскола под названием
"История и канонический разбор обновленчества".
Рукоположил около 15 священников.
Оказывал моральную и материальную поддержку многим архиереям, сосланным
в Енисейскую губ. или направлявшимся через Красноярск в более далекие края, в т.ч.
епископу Иоасафу (Удалову), архиепископу Владимирскому Николаю (Добронравову),
епископу Дамаскину (Цедрику), архиепископу Гурию (Степанову).
Состоял в переписке с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), которому разрешил
перед возвращением из ссылки служить в г.Енисейске и совершить 1 иерейскую
и 1 диаконскую хиротонии.
Посылал денежные переводы ссыльному духовенству, в т.ч.
священникам Базилевичу (находившемуся на Ангаре) и Палихриттудову, и проч.
Красноярск Год ареста1926 День ареста13 Месяц ареста7
Был арестован в ночь с 13 на 14 июля вскоре после жалобы благочинного обновленческих
церквей 5-го участка Красноярского округа прокурору Красноярского Окружного суда,
от 29 июня, о действиях епископа Амфилохия против обновленцев; находился под
стражей в Красноярском изоляторе спецназначения.
На вопрос об отношении к Декрету об отделении церкви от государства ответил, что
считает его "справедливым и законным, ибо с неверующей властью связи у нас быть
не может". На вопросы об отношении к власти и о завещании Патриарха Тихона ответил:
"К соввласти я отношусь лояльно и не лоялен лишь к ней в отношении борьбы с религией...
С мнением покойного патриарха Тихона, выраженным им в своем предсмертном завещании
о необходимости суда над контрреволюционным духовенством я не согласен, потому что
за духовенством я контрреволюции не усматриваю, думаю, что они страдают за веру,
в связи с борьбой двух религиозных течений староцерковного и обновленческого,
причем староцерковное духовенство предается обновленческой группой по вражде из-за
чисто религиозных побуждений".
Одновременно с ним были арестованы иеромонах Платон (Шкарпицкий), миряне Андреев Михаил
Михайлович, Бобин Михаил Амвросиевич, Доронин Терентий Григорьевич, Зонова Евдокия
Петровна, Чуевский Николай Иванович, Эйсымонт Евдокия Николаевна, Эйсымонт Михаил
Никодимович.
По неточным устаревшим данным [1] был арестован в г.Цивильске 14.07.1926г.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 17/12/1926 Статьяст.62,69,72,73,119,123 УК РСФСР Приговор3 года концлагерей Групповое дело"Дело монархическо-черносотенной к/р группировки епископа Амфилохия (Скворцова). Красноярск, 1926г."
Дата приговора 17.12.1926г. указана по данным ИЦ УВД Красноярского края и
следственного дела УФСБ РФ по Красноярскому краю.
Обвинялся по ст.62,72,73,119 и 123 УК РСФСР в следующем: "Имея связь с московским реакционным духовенством, в частности, с архиепископом Гурием (Степановым),... сорганизовал около себя группу в числе 12 человек монархическо-черносотенного элемента, посредством которых проводили в массы идеи монархизма, обостряли отношения церкви к Соввласти и подрывали авторитет последней в глазах масс... Распространял нелегальную литературу антисоветского характера. Осуществлял административные функции на территории Енисейской губ., будучи не зарегистрирован как епископ"
Красноярск, тюрьма Год начала1926 День начала14 Месяц начала7 Год окончания1927 День окончания10 Месяц окончания1
10 января 1927г. был направлен из Красноярска через г.Кемь в Управление Соловецкими
лагерями особого назначения Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения Год начала1927 День начала10 Месяц начала1 Год окончания1928 День окончания31 Месяц окончания3
В Соловецкий лагерь к владыке приехала монахиня Варвара (Цивилева), которая
после свидания с ним осталась жить вблизи лагеря, помогая епископу посылками
и передачами. Живя на Соловках, она получала по 50 руб. в месяц от Красноярского
церковного совета и на эти деньги покупала продукты для епископа.
В лагере владыка работал кладовщиком.
В период июня 1927 начала 1928гг. находился в командировке Разноволока вместе
с епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), архиепископом Свердловским
Корнилием (Соболевым), епископом Рафаилом (Гумилевским).
17 февраля 1928г. было постановление ОСО при Коллегии ОГПУ о досрочном освобождении
от наказания по пересмотру дела, с разрешением свободного проживания по СССР.
1 апреля 1928г. (по данным УСЛОН), владыка был досрочно освобожден.
При освобождении ему было сказано, что он должен был явиться в центральное
управление ОГПУ на Лубянке в Москве для получения дальнейших распоряжений.
На Лубянке ему сообщили, что въезд в Красноярск ему запрещен
Донская епархия епископ Должность епископ Донской и Новочеркасский Год начала1928 Месяц начала4 Год окончания1928
Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр.Сергием (Страгородским) был
назначен на кафедру в Новочеркасск, но ОГПУ отказало ему во въезде в Новочеркасск.
Тогда митрополит Сергий назначил его епископом Мелекесским, викарием Самарской
епархии Самарская епархия епископ Должность епископ Мелекесский, викарий Самарской епархии Год начала1928 Год окончания1928
В это время среди епископата возникли разногласия по поводу "декларации"
митрополита Сергия (Страгородского) и настойчивого пожелания, чтобы поминание
властей стало обязательным и общим во всех храмах России. Епископ Амфилохий
счел, что формула безусловного поминания властей является лицемерием по отношению
к безбожникам и гонителям. Он предложил иную формулу поминовения: "Еще молимся о стране нашей и о властях ея, да обратит Господь их к истинному познанию святыя веры и обратит на путь покаяния".
Митрополит Сергий не принял эту формулировку и предложил владыке подать
прошение об увольнении в заштат, но не выставлять настоящую причину разногласий,
т.к. это для епископа будет небезопасно, а написать прошение об увольнении
по состоянию здоровья. И хотя владыка в тот момент был совершенно здоров,
он принял предложение митрополита и с этой формулировкой был уволен на покой Красноярский край, Хакасия, Таштыпский р., с.Анджуль епископ Год начала1928 Месяц начала7 Год окончания1930
Уволившись, епископ Амфилохий выехал в Минусинск; поселился в улусе Анджуль,
где проживали насельницы Матурского монастыря, закрытого в 1926г.
Владыка хорошо знал монахинь еще с того времени, когда служил в тех местах. Многие из них были
его духовными чадами. В Анджуле образовался монастырь из 10-ти человек во главе
с епископом Амфилохием. В селе был храм, где служил 70-ти летний иеромонах
Серафим (Берестов). Во время богослужений епископ стоял в алтаре. Сам он служил
в домашней церкви, которая была устроена в его келье. Монахини пели на клиросе
в храме и в домашней церкви.
В это время началась коллективизация и принудительная организация колхозов.
Многие крестьяне были высланы, а все их имущество отобрано, оставшиеся отказывались
входить в колхозы. Власти в принудительном порядке посылали крестьян и вместе
с ними монахинь на лесозаготовки, давая задания заведомо неисполнимые. Монахини
отказались выехать на работу в лес, увидев это, отказались ехать и крестьяне.
ОГПУ произвело расследование, на допросы были вызваны крестьяне, и хотя ничего
предосудительного они о епископе и монахинях не показали, власти составили заключение
о существовании в селе нелегального монастыря
Красноярский край, Хакассия, Таштыпский р., с.Анджуль Год ареста1931 День ареста23 Месяц ареста4
Вместе с епископом Амфилохием был арестован иеромонах Серафим (Берестов) и все
насельницы монашеской общины. Только монахине Варваре (Цивилевой) удалось скрыться
от ОГПУ и избежать ареста
тройка при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю 16/11/1931 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор5 лет концлагерей Групповое дело"Дело епископа Амфилохия (Скворцова) и др. Хакасия, 1931г."
Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-15541 (05842).
В автобиографии, написанной 2 мая 1931г. епископ Амфилохий писал: "Принадлежу к Тихоновскому церковному течению. Был вынужден подчиниться митрополиту Сергию как к главе Тихоновского течения, хотя нахожусь с ним в некотором разногласии по поводу организации им церковного управления, но формального разрыва между нами не было"
На последнем допросе владыка Амфилохий сказал: "В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Объясняю, что агитации не проводил, но не отрицаю, что я выражаю несочувствие к советской власти"
Красноярский край, г.Минусинск, тюрьма при Минусинской ИТК Год начала1931 День начала30 Месяц начала4 Год окончания1931 Западно-Сибирский край (совр.Кемеровская о.), Сиблаг (Мариинские лагеря) Год начала1931 День начала15 Месяц начала12 Год окончания1931
15 декабря 1931г. владыка прибыл этапом в пересыльный пункт Мариинска в распоряжение
Управления Сибирских ИТЛ Сиблаг, 1-е (Мариинское) лаготделение Год начала1931 День начала30 Месяц начала12 Год окончания1932 День окончания7 Месяц окончания6
30 декабря 1931г. был распределен в 1-е отделение Сиблага (Мариинское).
Находился на общих работах.
Сюда к нему приехала монахиня Варвара, которая передала ему посылку. Тогда же
она отыскала и сосланных монахинь и также передала им посылки Сиблаг, 2-е (Осиновское) отд. (раб.пос.Осиновка, Осиновский рудник) Год начала1932 День начала7 Месяц начала6 Год окончания1932 День окончания12 Месяц окончания12
Был переведен из Мариинска этапом в Осиновское лаготделение
на общие работы на Осиновский рудник (совр. г.Осинники Кемеровской обл.),
откуда написал монахине Варваре письмо, в котором просил привезти ему сухарей.
В одном из писем написал ей о тяжелой жизни в лагере, и о том, что "надеяться
приходится только на Бога".
Приехав в Осиновку, монахиня Варвара сняла комнату и постоянно помогала
продуктами владыке Амфилохию и некоторым другим заключенным епископам и
священникам, продавая по благословению владыки оставшиеся его вещи,
и вскоре от всех вещей остались лишь самовар, чемодан с бельем и ряса Сиблаг, Осиновское отделение, Шушталепская командировка, штрафная группа Год начала1932 День начала12 Месяц начала12 Год окончания1933 День окончания16 Месяц окончания4
12 декабря 1932г. был отправлен на Шушталепскую командировку в штрафную группу.
Находился на общих работах по добыче угля в шахте Шушталепская (совр. Кемеровская о.,
пос.Шушталеп). Согласно характеристике начальника командировки,
"норму выполнял на 100 процентов. Отношение к труду добросовестное,
поведение удовлетворительное, взысканий не имел. В политотношении скрытен, своих
взглядов не высказывал. В культурно-общественной жизни лагеря не принимал никакого
участия, был даже случай, когда на предложение бригадира записаться в ряды
ударников з/к Скворцов отказался, ответив, что "дураков много пусть ударяют"" Сиблаг, Осиновское отделение, Елбанская штрафная группа (Кемеровская о.) Год начала1933 День начала16 Месяц начала4 Год окончания1933 День окончания28 Месяц окончания4
16 апреля 1933г. был переведен в Елбанскую штрафную группу (Елбанская штольня
Осиновского рудника, совр. Кемеровская о.).
В этих местах заключенные также работали в шахтах на добыче угля, работа проходила
в тяжелых условиях, при жизни в холодных бараках на голодном пайке она была вдвойне
тяжела. В одном из писем монахине Варваре владыка писал, что "питание в лагере плохое,
собираем картофельные очистки и им бываем рады".
Епископа поместили среди заключенных по бытовым статьям и уголовников.
В лагере процветало повальное воровство.
Но владыка, несмотря на тяжелые условия заключения, не унывал, часто беседовал
с заключенными, и в конце концов его беседы привели к тому, что в их бараке
воровство прекратилось, некоторые из заключенных обратились к Богу
Сиблаг, Осиновское отделение, Елбанская штрафная группа Год ареста1933 День ареста28 Месяц ареста4
В апреле 1933г. лагерная администрация выдвинула против заключенного духовенства
новые обвинения, в связи с тем, что епископы и священники, оказавшись в одном лагере,
поддерживают дружеские отношения и помогают друг другу. Этот факт администрация
лагеря посчитала достаточным для наличия в лагере контрреволюционной организации.
Епископ Амфилохий был арестован после проведения обыска и заключен в штраф-изолятор
Осиновского лагеря без права выхода на работу. При обыске были изъяты два креста и параман.
Также были арестованы: монахиня Варвара, шесть человек из заключенного духовенства
и мирянин-крестьянин.
Таким образом 29 апреля 1933г. согласно постановлению о предъявлении обвинения и избрании меры
пресечения, епископ Амфилохий был привлечен по новому делу в качестве обвиняемого
по ст.5810,11 УК РСФСР за то, что он и др. обвиняемые путем "распространения провокационных
слухов о скором падении Соввласти, антисоветской агитацией среди з/к лагеря, а также
путем нелегальной переписки с волей поставили себе цель формирование банд-шаек как
внутри, так и вне лагеря в целях свержения Соввласти"
Коллегия ОГПУ 28/01/1934 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорувеличить срок наказания на 1 год ИТЛ
Архив УВД по Новосибирской обл. Д.СО-2288.
25 августа 1933г. в связи с завершением следственного производства по делу мера пресечения
была изменена на содержание в бараке усиленного режима с выводом на подконвойные
внутрилагерные работы.
20 октября 1933г. согласно Обвинительному заключению, епископ Амфилохий обвинялся
по ст.5811 УК РСФСР в том, что "отбывая меру социальной защиты в Осиновских
лагерях Сиблага ОГПУ", являлся одним из основных организаторов и идейных руководителей
"контрреволюционной церковно-монархической группы... в духе ИПЦ" как "бывший высший
чин церкви иосифлянского направления", "устанавливал с к/р целью связи с волей
бывшим руководителем ИПЦ и заграницей".
В группу обвиняемых входили также епископ Иоасаф (Удалов), архимандриты Лев (Егоров),
Клавдий (Савинский), иеромонах Никита (Сапожников), протоиерей Бойчук А.Н. и др. в числе 8 чел.
Виновным себя не признал.
На последнем допросе владыка на заданные ему следователем вопросы ответил: "Ранее при допросах я утверждал, что являюсь противником советской власти и существующий строй моим убеждениям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа"
Сиблаг, Осиновское отделение, Елбанская штрафная группа, штрафной изолятор Год начала1933 День начала28 Месяц начала4 Год окончания1933 День окончания25 Месяц окончания8 Сиблаг, Осиновское отделение, Яйский ОЛП (совр. Кемеровская о., пос.Яя) Год начала1934 День начала28 Месяц начала1 Год окончания1937
Поскольку Прокуратурой ПП ОГПУ Западно-Сибирского края в связи с расследованием дела
"о к/р церковно-монархической группе" перед Сиблагом был поставлен вопрос о
разъединении по отдельным лагерным пунктам видных церковных деятелей, епископ
Амфилохий был отправлен в Яйский ОЛП Осиновского отделения Сиблага.
До 1934г. епископ Амфилохий состоял в переписке с митрополитом Кириллом (Смирновым).
Из письма митрополита Кирилла (Смирнова) от 12/25 апреля 1934г.: "Авва родной мой! ...
Посылал ответные открытки еще другим терпеливцам, но нет ответа ни от епископа
Амфилохия, ни от епископа Василия... Лагерное существование, видимо, обращается
во временно-могильное."
30 апреля 1937г. окончился срок заключения епископа Амфилохия. Выписали уже
и справку о его освобождении, но его самого не освободили.
2 июня 1937г. были допрошены два лжесвидетеля, которые согласились подписать показания
против епископа. На основании этих материалов было открыто новое "дело",
причины возбуждения которого были следующими: "Учитывая, что у Скворцова кончается
срок наказания, он, будучи на воле, снова будет проводить к/р деятельность,
Скворцова из лагеря не освобождать"
тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю 20/09/1937 Обвинение"активный участник к/р организации, среди окружения проводил а/с агитацию, клеветал на колхозный строй, условия жизни трудящихся в СССР, руководителей государства" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Епископ Амфилохий виновным себя не признал. По данным ИЦ УВД Новосибирской обл. приговор указан 20 сентября, а исполнение
1 октября. По данным ГИЦ МВД РФ, ИЦ УВД Кемеровской обл. и УФСБ РФ по Кемеровской обл.
приговор вынесен 20 августа, а исполнен 1 сентября 1937г. По данным [13] приговорен 10 октября 1937г., а расстрелян 1 ноября 1937г.
Кончина
1937 День1 Месяц10 расстрел МестоСиблаг (Кемеровская о.)
Погребен в безвестной могиле.
Данных о точном месте расстрела и месте захоронения нет
Канонизация
Священномученик епископ Амфилохий (Скворцов) Дата20/08/2000 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Кто представилКрасноярская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль18.09 Новый стиль01.10 день мученической кончины (1937г.)
Дополнительно использованы следующие материалы: Архив Информационного центра при ГУВД Новосибирской обл. Арх. N 2288858 "со"; Архив УФСБ РФ по Красноярскому краю. Арх. N П-22663; Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. Арх. N П-12486; Данные Главного информационного центра МВД РФ; Данные информационного центра УВД по Красноярскому краю; Данные информационного центра УВД по Новосибирской обл.; Данные информационного центра УВД по Кемеровской обл.