[back][up level][next][last]
    Места проживания
      Санкт-Петербург (Ленинград) 
      Год начала 1907 
      Год окончания 1928 
      В это время стоял на позициях "мистического анархизма". Сблизился с
      Д.Мережковским.
      С 1909г. работал в Петрограде в Публичной библиотеке.
      Преподавал философию и логику в институте Живого Слова.
      Читал публичные лекции и вел отдельные курсы в Психоневрологическом, в Медицинском
      женском и в Сельскохозяйственном институтах.
      Был профессором Высших курсов Лесгафта, преобразованных в Институт Физической
      культуры им.Лесгафта.
      Активный деятель Петербургского Религиозно-Философского общества (РФО), один
      из составителей проекта РФО об отделении Церкви от государства.
      Свои взгляды того периода он отразил в своей монографии "Культура и религия"
      (1909г.).
      Принял участие в работе Поместного Собора 1917–1918гг.
      C середины 1920-х гг. стал близок к православной церковной традиции, активный
      пропагандист христианских культурных ценностей.
      Вдохновитель нескольких религиозно-философских объединений Петрограда-Ленинграда,
      в частности, кружка "Воскресенья" (в литературе иногда упоминается как "Воскресение")
    Аресты
      Ленинград 
      Год ареста 1928 
      День ареста 11 
      Месяц ареста 12 
      Арестован по делу "Воскресения", известному также как "Дело А.А.Мейера".
      Был арестован, проходил по делу и находился в заключении вместе с женой —
      Половцевой Ксенией Анатолиевной
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      22/06/1929 
      Обвинение "вдохновитель и руководитель к/р группы интеллигентов, выросшей в подпольную а/с организацию "Воскресение"" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел, заменен на 10 лет концлагерей 
      Групповое дело "Дело А.А.Мейера. Ленинград, 1929г." 
      По делу проходило 70 человек.
      Из обвинения А.А.Мейера:
           
      "...Сразу же после Октябрьской революции занял резко враждебную большевикам
            позицию, выступив с активной агитацией публично и в печати против Соввласти.
            Доказывая, что "октябрьский переворот является временным захватом власти
            вооруженной кучкой безответственных людей, союзников Германии и изменников
            Родины", Мейер призывал всех к объединению, в особенности русскую интеллигенцию,
            для "борьбы с большевизмом во имя спасения России от гибели".
            После Карташева А.В. и Федотова Г.П., Мейер является главным вдохновителем
            и руководителем организовавшейся в декабре 1917г. к/р группы интеллигентов,
            постепенно выросшей в целую организацию, принявшую затем название
            "Воскресение", которая в течение 11 лет вела подпольное существование,
            занимаясь активной агитацией и пропагандой, устной и печатной, против
            Советской власти.
            По его инициативе и под его ближайшим руководством с 1924г. был
            организован в Ленинграде целый ряд кружков:
                1). "Содружество" (из студентов Ин-та им.Лесгафта);
                2). "Кружок переоценки ценностей" (непосредственно руководил Г.П.Федотов);
                3). религиозно-философский (монархический, состоял из бывших студентов
                    закрытого Богословского Пастырского училища);
                4). "Медиевистов" (непосредственные руководители Гревс И.М. и
                     Добиаш-Рождественская О.А.;
                5)."Культурный уголок" (непосредственно руководил Смотрицкий);
                    Два школьных кружка и один кружок в Москве.
            Мейер устраивал нелегальные доклады в присутствии заранее выбранных лиц в разных
            частных квартирах (Луговой, Зыковой, бывшей баронессы Таубе и др.).
            Установил контакт между деятельностью "Воскресения" и к/р белоэмигрантскими
            организациями в Париже в лице бывших членов "Воскресения" Карташева и
            Федотова, с которыми различными способами поддерживал связь, информируя их
            о деятельности организации.
            Руководил печатанием и распространением среди населения различных антисоветских
            произведений, автором которых являлся сам или другие члены организации.
            В первые годы после Октябрьской революции при его непосредственном участии
            издавался периодический печатный социально-политический журнал "Свободные
            голоса" к/р характера.
            Непосредственно вел инструктаж членов организации по вопросу о конспирации.
            Все время получал из различных источников а/с литературу и газеты, т.е.
            обвиняется в преступлениях по ст.58–10–11 УК РСФСР".

      Виновным себя не признал:
           "Во время следствия отказался от дачи показаний о деятельности организации,
            своей личной и степени участия других членов"
    Места заключения
      Ленинград (Санкт-Петербург), Дом предварительного заключения (ДПЗ) 
      Год начала 1928 
      День начала 11 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1929 
      Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 
      Год начала 1929 
      Год окончания 1931 
      Из воспоминаний Д.С.Лихачева ("Воспоминания", СПб., 1995, С.220):
          "Весной 1929г. на Соловках появились Александр Александрович Мейер и
           Ксения Анатолиевна Половцева. У А.А.Мейера был десятилетний срок — самый
           высокий по тем временам, на который "милостиво" заменили ему приговор к
           расстрелу... Это был необыкновенный человек. Он не уставал мыслить в любых
           условиях, старался все осмыслить философски... Для меня разговоры с
           А.А.Мейером и со всей окружавшей его соловецкой интеллигенцией были вторым
           (но первым по значению) университетом"

      Во время заключения на Соловках работал в Криминалистическом кабинете.
      Там он написал свою работу "Принудительный труд, как метод перевоспитания".
      В этом труде он писал:
          "На базе труда должно строиться дело воспитания здоровых общественных инстинктов.
           Трудовое воспитание не деталь, не подсобный метод, а основа всей воспитательной
           работы...
           Принудительный труд допустим лишь при условии, что карой является лишение свободы
           само по себе, труд же применяется лишь, как средство перевоспитания"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ