Служение
Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата), Свято-Николаевская церковь на Зубовской площади
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1907
День начала 6
Месяц начала 5
Год окончания 1932
День окончания 9
Месяц окончания 12
О.Александр служил, в основном, по воскресным и праздничным дням. Все остальное
время ходил в дома обездоленных, больных и морально опустившихся людей. Он болел
за всех, и если узнает, что у кого-то несчастье, он пойдет, утешит. Он был очень
милостивый, внимательный, знал всех сирот в городе. Его все любили.
О.Александр любил торжественные, стройные, радостные, полнозвучные богослужения.
Послереволюционные газеты называют его священником-народолюбцем, когда в первый
день праздника Пасхи 1918г., сопровождая епископа Пимена (Белоликова), он посещает
с ним раненых бойцов, подавлявших контрреволюционный казачий мятеж 1918г. в г.Верном.
Цель посещения прекращение братоубийств и революционной смуты.
Осенью 1919г. в г.Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь,
насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям в поисках жилья и случайного
заработка для пропитания. Четверо из них монахини Евфалия (Кудеева), Дорофея,
инокини Мариамна (Клинюшина) и Феодора (Буханцова) с племянницей-сиротой Анастасией
Нагибиной сняли себе комнату недалеко от Николаевского храма. Они ежедневно
приходили в Николаевскую церковь. О.Александр, видя бедственное положение сестер
и зная, что на работу монастырских не принимают, стал уговаривать их поселиться в храме:
"Что вы будете ходить по квартирам? Перебирайтесь ко мне в церковь, там
всем места хватит!".
Великим Постом 1927г. сестры-монахини перешли жить в церковь, где поселились в
нижнем полуподвальном помещении. Кроме них, о.Александр поселил еще восьмерых
монахинь, но последние постепенно разъехались, лишь эти четверо да Анастасия
остались. Они трудились при храме и жили по монастырскому уставу.
Духовником этого небольшого сестричества был близкий и искренний друг о.Александра
священник храма протоиерей о.Стефан Пономарев.
В конце 20-х и в 30-е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ. О.Александр всех
принимал, устраивал в подвале церкви. Там жившие монахини кормили и обстирывали
заключенных.
Во время обновленченских нестроений Свято-Николаевская церковь устояла, не впала
в живоцерковный раскол. Хотя о.Александр в 1927г. был намерен вступить в общение
с обновленцами, но паства его вразумила просьбами, слезами и угрозами. О.Александр
в праздничный день перед литургией встал на колени и в одном подряснике полз на
коленях от паперти до амвона, и с амвона просил прощения у Господа, духовенства
и всей своей паствы, которая за него молилась и вымолила.
К концу 1929г. во всей Алма-Ате только Николаевская церковь оставалась единственным
оплотом православия.
К этому времени о.Александра ГПУ выселило из дома.
О.Александр был женат, но семейная жизнь его не сложилась. Жена оставила его,
детей он не имел и жил один в одной из комнат при Николаевском храме.
Потом о.Стефан Пономарев, второй священник Никольского храма, видя, что
о.Александру Скальскому трудно жить одному, пригласил его к себе жить в
в одной из комнат их дома, а матушка о.Стефана жила на первом этаже и облегчала
их повседневный быт.
В то время питались очень скудно. И службы, и требы все лежало на плечах
о.Александра и о.Стефана. О.Александр был строгим постником.
Они оба любили монашествующих и пустынников и всегда были рады
приходу странника, монаха Виктора (Матвеева).
Известно также, что некоторое время о.Александр проживал у монахини к тому времени уже
закрытого Иверско-Серафимовского Верненского женского монастыря Евфросинии (Даурцевой)