Служение
Калининская (Тверская) о., г.Осташков, Вознесенский собор бывшего Знаменского монастыря
иерей
Должность 2-й священник
Год начала 1947
День начала 30
Месяц начала 3
Начались труды по приведению церкви, центральная часть которой в годы войны пустовала,
а в боковых приделах располагался зерновой склад, в надлежащий для совершения
богослужений вид.
30 мая 1947г. была отслужена первая Божественная литургия. Епископ калининский
Арсений распорядился останки угодника Нила Столобенского переложить в новую гробницу
ко дню празднования обретения его мощей 27 мая ст.ст. Это ответственное поручение
было возложено настоятелем прот.А.Соколовым на о.Нила.
Несмотря на то, что о.Нил не был настоятелем, а вторым священником, в памяти жителей
Осташкова запечатлелись именно его труды по восстановлению храма.
Лучшие художники Осташкова помогали ему приводить в порядок церковную живопись
и заново создавать утраченный иконостас.
О.Нил энергично проповедовал, не боялся нести слово Божие своей пастве. Он много
беседовал с прихожанами, делился с ними своей верой и любовью. И любовь эта была
взаимной. Прихожане очень уважали батюшку. На богослужениях храм был полон народа.
Люди приводили в храм своих детей. О.Нил привечал ребятишек и привлекал многих
из них к служению на клиросе и в алтаре. На проповеди о.Нила отзывалась и молодежь.
Комсомольцы приходили в храм помолиться и пообщаться со священником.
Безбожники не могли терпеть такой активной позиции батюшки
Калининская (Тверская) о., с.Котицы, храм Казанской иконы Божией Матери
иерей
Должность 2-й священник
Год окончания 1951
День окончания 24
Месяц окончания 1
По настоянию властей о.Нил был переведен в Казанскую церковь с.Котицы. С больными
ногами ему приходилось ходить до храма пешком 16 километров из Осташкова.
Многие его прихожане из Осташкова, тоже пешком, стали ходить в Казанский храм.
Даже под страхом ареста о.Нил не прекращал свои проповеди о Христе.
26 октября 1948г. вышла совместная Директива МГБ СССР и Прокуратуры СССР.
Согласно этому документу, на органы МГБ СССР и Прокуратуры СССР возлагалась
обязанность вновь арестовывать государственных преступников, отбывших наказание
и освобожденных из мест лишения свободы. Над о.Нилом снова нависла угроза ареста.
Из сообщения оперуполномоченного УМГБ Калининской обл. от 29 сентября 1949г.:
"Рясенский Н.Ф. подлежит обратному водворению в лагерь для отбытия срока
наказания, но учитывая, что в архивно-следственном деле на него недостаточно
материалов, подтверждающих а/с деятельность и принадлежность к антисоветско
группе церковников, полагал бы:
Рясенского Н.Ф. репрессии не подвергать, а архивно-следственное дело сдать
в архив".
Аресты
Калининская (Тверская) о., г.Осташков
Год ареста 1951
День ареста 24
Месяц ареста 1
24 января 1951г. о.Нила снова арестовали и доставили во внутреннюю тюрьму УМГБ
г.Калинина
Осуждения
Особое Совещание при МГБ СССР
21/04/1951
Обвинение "участие в антисоветской организации церковников"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор ссылка в Джамбульскую обл. Казахской ССР без указания срока
Обвинение выдвигалось по прежнему делу 1937г.
Места заключения
Калинин (Тверь), внутренняя тюрьма УМГБ
Год начала 1951
День начала 24
Месяц начала 1
Год окончания 1951
Казахская ССР, Джамбульская обл., Сары-Суйский р., аул Саудакент (Байкадам)
Год начала 1951
День начала 10
Месяц начала 6
Год окончания 1953
По прибытии в Казахстан о.Нилу в комендатуре МГБ объявили, что срок его ссылки
"навечно".
Матушка Александра Яковлевна последовала в ссылку за мужем, взяв с собой трехлетнюю
дочь Веру. Старшую дочь, слабую здоровьем Людмилу, она оставила в Осташкове
на попечении родственников.
При объявлении приговора в Твери о.Нила заверили, что в ссылке он будет обладать
всеми гражданскими правами и даже, по согласованию с местным архиереем, служить
в храме.
Однако православного храма в этом отдаленном районе не было не только в Байкадаме,
но и в радиусе 200 км вокруг. Вести какую-либо церковную службу или исполнять
требы здесь было невозможно, т.к. основное население составляли мусульмане.
Найти какую-нибудь официальную работу ему не удалось. Приходилось наниматься
к частникам за незначительную плату. Он работал на производстве кирпича, на
земляных работах, пас скот.
Жила семья Рясенских в бедном саманном доме. Выживать в бесчеловечных условиях
им помогала молитва. В доме была оборудована молитвенная комната, где о.Нил
совершал богослужения.
Из письма начальника УМВД по Джамбульской обл. начальнику секретариата ОСО МВД
в Москву от 7 июля 1953г.:
"...На Рясенского Н.Ф. заведена предварительная оперативная проверка...
Рясенский, находясь на поселении в с.Байкадам, активизировал религиозную
деятельность, свою квартиру превратил в молитвенный дом, обставив предметам
религиозного культа, где проводит религиозные обряды".
18 апреля 1953г. о.Нил написал жалобу на имя Председателя Совета Министров СССР
Г.М.Маленкова с описанием тяжелых условий существования в ссылке и с просьбой
о назначении его на приход с русским населением. Этот вопрос со стороны церковного
начальства был давно решен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским
Николаем (Могилевским), с которым о.Нил был духовно близок. Их роднила память
прп.Нила Столобенского, которого архиепископ Николай очень чтил, и Нилова Пустынь,
которую Владыка считал своей духовной родиной, а лучшие духовные воспоминания
о.Нила также были связаны с Ниловой Пустынью.
23 октября 1953г. власти в Москве хотя и отказали в освобождении из ссылки, но
разрешили о.Нилу переехать в г.Джамбул