Осуждения
тройка при УНКВД по Калининской обл.
01/11/1937
Обвинение "антисоветская деятельность"
Приговор высшая мера наказания расстрел
Через день после ареста о.Николай был допрошен. Из протокола допроса:
" Кого вы имеете из родственников за границей и чем они занимаются?
Из родственников за границей у меня никого не было и нет.
Кого и где вы имеете из родственников в СССР, чем они занимаются и
какая у вас с ними связь?
...Имею сыновей. Связи у меня с ними родственные, во время отпусков
приезжают ко мне, имею с ними письменную связь.
Имею родного брата Леонида Васильевича Раевского, служил священником....
В 1932 году он был осужден на пять лет... Наказание отбыл...
Имею двоюродную сестру, проживает со мной с 1922г. в качестве домохозяйки.
В какой контрреволюционной организации или группировке состояли и состоите
в данное время и какую контрреволюционную деятельность проводили?
В контрреволюционной организации или группе я не состоял и не состою.
Какая контрреволюционная агитация, среди кого, где и с какой целью вами
проводилась?
В 1930г. ... я служил в с.Кокоша Ржевского района и призывал посещать
богослужения, одновременно давая наставления верующим, как нужно вести
борьбу за то, чтобы не закрыли храм и продолжалась в нем служба.
По приезде в село Баранья Гора в феврале 1937г. я также активно призывал
колхозников прихода посещать церковь.
1 сентября 1937г. в религиозный праздник меня пригласила жительница
деревни Кашуево послужить у нее, что я и сделал. После службы она
пригласила меня остаться выпить чаю, на что я дал согласие, и между нами
был разговор, и я говорил, что нет никакой пользы в колхозе работать,
все равно государство весь хлеб отберет, а колхозники как были без хлеба,
так и останутся.
Во время разговора никого в доме не было, а после разговора я сказал
хозяйке, чтобы она обошла дома верующих и сказала им, чтобы
они не шли на полевые работы в праздник, а чтобы шли в церковь.
В это время пришли к ней под окно трое жителей и просили меня отслужить
молебны у них в домах. Я им ответил, что служить я сейчас не могу, не
имею права, и одновременно дал указание, как нужно им получить от
советских органов разрешение на право службы по домам.
В 1937г. в августе месяце граждане из деревни Вязьмицы, фамилии их не знаю,
пригласили меня приехать в село Борзыни на 7 октября с целью ознакомиться
с приходом и местоположением, а затем, если понравится, остаться служить
у них в приходе, на что я дал согласие ознакомиться с местом и людьми.
И пришел к заключению, что жители готовы активно посещать богослужения
в Борзынском приходе, но было уже поздно, так как место было занято
другим священником. Это несмотря на то, что я давал советы верующим села
Борзыни, что нужно делать, чтобы меня перевели к ним и чтобы церковь
не оставалась в руках обновленцев.
Признаете ли вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной
агитации среди граждан села Баранья Гора и вашего прихода?
Я признаю себя виновным лишь в том, что я в своей душе обижался на
советские органы за то, что меня облагали большими налогами, чего
не было раньше, в царское время, но свое недовольство я никому
не высказывал и в контрреволюционной агитации среди граждан
Бараньегорского прихода виновным себя не признаю".
Из показаний "свидетельницы" (счетовода сельпо):
"Раевский, зайдя к гражданке Муравьевой, говорил, что нет никакой пользы
в колхозе работать, все равно весь хлеб отберет государство, а колхозникам
ничего не останется, говорил, чтобы "Муравьева прошла по домам
церковников-колхозников и сказала, чтобы они пошли лучше в церковь".
За это член сельсовета составила на священника акт и передала в райком,
который постановил оштрафовать о.Николая на сто рублей".
26 октября 1937г. было составлено обвинительное заключение и решено направить
"дело" на рассмотрение "тройки".
1 ноября "тройка" постановила расстрелять о.Николая