Прокопий (Титов Петр Семенович) Год рождения1877 День рождения25 Месяц рождения12 Место рожденияТомская губ., г.Кузнецк (Кемеровская о., г.Новокузнецк) архиепископ Специальностькандидат богословия
Родился в семье протоиерея кафедрального собора г.Томска (по данным [9],[17],
[18] священника г.Кузнецка).
По [Д1] родился в г.Томске.
По данным [16] родился в г.Кузьминске Томской губ.
Был назван в честь Московского святителя Петром Фотографии
Священномученик архиепископ Прокопий (Титов). Икона. Архиепископ Прокопий Титов Епископ Елисаветградский Прокопий
Томск, Томское духовное училище Должность преподаватель русского и церковно-славянского языка Год начала1901 День начала19 Месяц начала7 Год окончания1901 День окончания21 Месяц окончания8
19 июля 1901г. назначен учителем русского и церковнославянского языков
Томского духовного училища.
На этой должности пробыл несколько месяцев
монах Прокопий 1901 День21 Месяц8 МестоУфа, Успенский монастырь Кто рукоположилепископ Уфимский Антоний (Храповицкий)
21 августа 1901г. епископом Уфимским Антонием (Храповицким) в Успенском монастыре
г.Уфы он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий иеродиакон 1901 Месяц8 иеромонах 1901 День23 Месяц8 МестоУфа, Успенский монастырь Кто рукоположилепископ Уфимский Антоний (Храповицкий)
Томск, церковно-учительская мужская школа при Архиерейском Доме иеромонах Должность заведующий, законоучитель Год начала1901 День начала7 Месяц начала9 Год окончания1906
В это время во главе Томской епархии стоял выдающийся миссионер и просветитель
Алтая епископ Макарий (Невский), который был инициатором многих церковных
мероприятий в епархии, и в частности основателем церковно-учительской школы.
Иеромонах Прокопий получил назначение на должность заведующего
Томской церковно-учительской мужской школы при Архиерейском доме.
Школа состояла из четырех классов, и в нее после предварительных экзаменов
принимались мальчики от двенадцати до пятнадцати лет, окончившие одноклассную
школу. Задача школы состояла в том, чтобы за четыре года дать все необходимые
сведения для учителя одноклассной школы.
Преподавательский коллектив школы состоял из заведующего и законоучителя,
должность которых исполнял иеромонах Прокопий, священника-законоучителя,
семи учителей и эконома. Учащихся было около 150 человек.
Томская церковно-учительская школа в соответствии с решением Святейшего Синода
должна была готовить учителей для Томской, Омской, Тобольской и Енисейской
епархий.
При церковноучительской школе существовала воскресная школа, которой также
руководил иеромонах Прокопий.
Иеромонах Прокопий состоял членом Томской экзаменационной комиссии для лиц,
ищущих звания псаломщика, диакона и священника.
Был членом Томского епархиального братства св.Димитрия Ростовского и членом
епархиального училищного совета Иркутск, Иркутская Духовная Семинария иеромонах Должность преподаватель Священного Писания Год начала1906 День начала29 Месяц начала5 Год окончания1909
29 мая 1906г. о.Прокопий был назначен преподавателем Священного Писания
в Иркутской духовной семинарии (при ректоре архимандрите Евгении (Зернове)). С 1908 года соборный иеромонах, цензор "Иркутских епархиальных ведомостей" и религиозно-нравственных листков.
Получил известность как талантливый проповедник.
Был организатором благотворительного отдела при Братстве святителя Иннокентия.
Являлся членом-казначеем Иркутского епархиального училищного совета.
Временно исполнял обязанности инспектора классов и законоучителя старших
трех классов Иркутского женского училища.
В 19081909гг. цензор "Иркутских епархиальных ведомостей" Иркутск, собор иеромонах Год начала1908 Год окончания1909 День окончания30 Месяц окончания8
С 1908г. соборный иеромонах.
В 1909г. иеромонах Прокопий был включен в состав комиссии по освидетельствованию
святых мощей свт.Софрония Иркутского, по молитвам которого происходили
многочисленные чудеса и исцеления и 19 июня 1909г. присутствовал на этом
освидетельствовании
архимандрит 1909 День30 Месяц8
30 августа 1909г. иеромонах Прокопий был возведен в сан архимандрита
и назначен на должность помощника заведующего пастырского училища в г.Житомире.
С искренним сожалением прощались с отцом Прокопием ректор Иркутской семинарии
архимандрит Евгений (Зернов), преподаватели, учащиеся и духовенство Иркутска.
Характеризуя его труды, церковные деятели Иркутска писали: "Иеромонах Прокопий являлся одним из самых вдохновенных проповедников города. Для того, чтобы послушать его в собраниях церковного Иркутского Братства во имя святителя Иннокентия, сходились сотни людей. Во все праздники он служил акафисты в Крестовой архиерейской церкви, причем его служение отличалось большой молитвенностью, и после каждой службы он произносил глубоко назидательное слово. Прихожане настолько полюбили его, что во время последней службы и проповеди многие искренне плакали. О.Прокопий был вдохновителем и организатором благотворительного отдела при Братстве святителя Иннокентия. Благодаря главным образом его трудам, удалось помочь многим беднякам".
Отмечая при прощании деятельность о.Прокопия в качестве преподавателя семинарии,
архимандрит Евгений (Зернов) сказал: "Преподавание Священного Писания в настоящее время труд весьма тяжелый, при той холодности, какая нередко наблюдается в учащихся к этому предмету, и надо иметь много ума, любви и старания, чтобы им заинтересовать учеников и заставить относиться к нему если не с любовью, то во всяком случае с вниманием и уважением. И вы этого достигли. В этом отношении немалое значение имела ваша личность, как человека доброго, искреннего и последовательного. Ученики не могли не понять, что то, чему вы учили, для вас не звук, а жизнь, и что вы стремитесь не только научить, но и воспитать. Честь и слава вам за это"
Волынская губ., г.Житомир, Житомирское училище пастырства архимандрит Должность помощник начальника, преподаватель аскетики, полемического и пастырского богословия Год начала1909 Месяц начала9 Год окончания1914
Основание в 1908г. при Богоявленском монастыре в городе Житомире стараниями
архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) пастырского училища стало
одним из крупнейших церковных событий в жизни Волыни.
Училище пастырства ставило своей специальной целью не только образовать
учащихся, но, прежде всего, воспитать добрых пастырей Православной Церкви
через преподавание необходимых для пастыря знаний, а также через прохождение
ими необходимых служителю Божию подвигов христианской жизни и деятельности.
Архимандриту Прокопию принадлежала огромная заслуга в организации духовной
жизни училища.
Он был вдохновенным преподавателем и проповедником.
Его лекции и проповеди производили неотразимое действие на души слушателей.
Преподавание им предметов аскетики, полемического и пастырского богословия
было вдохновлено аскетическим жизнепониманием, восприятием жизни как
христианского подвига благочестия, подвига духовной борьбы.
Слушатели не отрываясь, по несколько часов подряд, несмотря ни на какую
усталость, жадно ловили каждое слово вдохновенного учителя.
Современники писали о нем, что его отношение к подчиненным и сослуживцам
всегда отличалось непобедимой верностью своим убеждениям и отеческой
снисходительностью: "Образ отца Прокопия, его блестящий огнем праведности взгляд, с милой и всепрощающей улыбкой на добром открытом русском лице, навсегда запечатлелся в душах знавших его".
В 1914г. пастырское училище посетил председатель учебного комитета
при Святейшем Синоде архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский).
Подробно ознакомившись с жизнью и уставом училища, архиепископ пришел к выводу,
что его устав должен быть положен в основу общего устава для всех пастырских
школ в России и стать обязательным для всех.
В 19101914гг. одновременно с преподаванием в пастырском училище архимандрит
Прокопий был цензором "Волынских епархиальных ведомостей".
Являлся председателем Волынского Владимиро-Васильевского братства.
Состоял членом епархиального училищного совета.
Был председателем общества взаимопомощи учащим и ранее учившим в церковных школах
Волынской епархии
епископ 1914 День30 Месяц8 МестоОдесса, кафедральный собор Кто рукоположилмитрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Назарий (Кириллов) и др.
30 августа 1914г. митрополит Киевский Флавиан (Городецкий),
архиепископ Херсонский Назарий (Кириллов), архиепископ Кишиневский
Платон (Рождественский) и епископ Алексий (Баженов), викарий Херсонской епархии
в Одесском кафедральном соборе совершили хиротонию архимандрита Прокопия
во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии
Херсонская епархия епископ Должность епископ Елисаветградский, викарий Херсонской и Одесской епархии Год начала1914 День начала30 Месяц начала8 Год окончания1917 Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг. епископ Должность член Священного Собора Год начала1917 Год окончания1918
Был участником Священного Собора 19171918гг. в Москве.
На Соборе он сделал доклад о святителе Софронии Иркутском и подписался под актом
о причислении его к лику святых.
На Соборе же епископ Прокопий был поставлен во главе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
в Петрограде Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра епископ Должность наместник, настоятель (с 14.12.1918г.) Год начала1917 Месяц начала5 Год окончания1918 День окончания26 Месяц окончания1
В мае 1917г. числился исполняющим обязанности наместника Лавры, с мая до
декабря был наместником, а с 14 декабря того же года настоятелем.
Был председателем братства защиты Александро-Невской Лавры.
Вместе с членами братства перед ракой с мощами св.блгв.кн.Александра Невского
дал обет защищать обитель до последнего вздоха
Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра Год ареста1918 День ареста19 Месяц ареста1
19 января/2 февраля 1918г. арестован вместе с митрополитом Петроградским
Вениамином (Казанским) и всем Духовным собором Лавры при не удавшейся попытке
захвата Лавры красногвардейцами за отказ выдать ключи от кладовых и оставить
монастырь для размещения в его помещениях лазарета.
В результате привлечения набатным звоном множества
народа красногвардейцы были вынуждены на время бежать из Лавры.
По требованию верующих епископ Прокопий был освобожден
Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра епископ Должность наместник Год начала1918 Месяц начала1 Год окончания1918 Месяц окончания4
Указом от 26 января/8 февраля 1918г. был освобожден от настоятельства Лавры,
и назначен епископом Николаевским, викарием Одесской епархии.
В том же месяце снова определен наместником Лавры, находясь на этой должности
до апреля 1918г.
Вскоре затем выехал на Украину для служения в Одесской епархии Одесская епархия епископ Должность епископ Николаевский, викарий Одесской епархии Год начала1918 День начала8 Месяц начала2 Год окончания1921 Херсонская епархия епископ Должность епископ Одесский и Херсонский Год начала1921 Год окончания1923
В 1921г. он стал епископом Одесским и Херсонским.
В условиях гражданской войны Святейший Патриарх Тихон издал указ о временном
самоуправлении на местах. В связи с этим некоторое время епископ Прокопий
исполнял обязанности управляющего Екатеринославской епархией, и тогда он
возвел в сан архимандрита Онуфрия (Гагалюка), будущего священномученика.
В 1922г. Владыка Прокопий познакомился с иереем о.Иоанном Скадовским, и эта
встреча стала началом большой духовной дружбы, прошедшей через все испытания и
сохранившейся до самой их мученической кончины
Херсон Год ареста1923 День ареста16 Месяц ареста2
В 1923г. в Херсоне активно стали действовать обновленцы,
на борьбу с которыми епископ Прокопий употребил все свои силы, за что и был
арестован. Поводом послужили обвинения в том, что несколько лет тому назад
он устраивал молебны для белых и собирал для них пожертвования.
16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму
Впоследствии, излагая следователю историю своего ареста в Херсоне,
владыка Прокопий сказал: "В 1923г. в связи с появлением в Церкви обновленчества, к которому я по своим убеждениям не примкнул, я был привлечен к суду за содействие белым; меня обвиняли в том, что я для белых устраивал молебствия и сбор пожертвований. Последние устраивали в церквях, но не по моему распоряжению, а по распоряжению управляющего епархией епископа викария Алексея Баженова, который сейчас служит обновленческим митрополитом в Казани. Он к ответственности привлечен не был, потому что был тогда уже обновленцем. Местные правительственные органы к новым течениям-ориентациям церковного характера относились лучше, нежели к Церкви. Им больше давалось привилегий в отдаче храмов: группа верующих небольшая, а им давали храм, а в нем отказывали нашей группе. Им легче разрешали созыв собраний... Пример следующий относительно Алексея Баженова: его к ответственности не привлекали, а других, одинаково виновных, привлекли"
./08/1923 Обвинение"противодействие изъятию церковных ценностей, моральная и материальная поддержка Русской Добровольческой Армии, сбор пожертвований для ее солдат" Приговорвысшая мера наказания расстрел, заменен на высылку за пределы Украины
Херсон, тюрьма Год начала1923 Год окончания1923 День окончания25 Месяц окончания8
В Херсоне в то время образовалась нелегальная религиозная община духовных
чад и духовных единомышленников Владыки под руководством священника
о.Иоанна Скадовского и протодиакона Михаила Захарова. Богослужения совершались
на квартире диакона Михаила Захарова (Пролетарская, 55), где жил и о.Иоанн
Скадовский. Имя Владыки непопустительно поминалось за богослужением.
В дальнейшем члены общины осуществляли постоянную связь Владыки с херсонской
паствой, собирали для него посылки и передачи, сопровождали его на этапах,
доставляли ему передачи и письма, благодаря которым он был в курсе всех
епархиальных дел. Невзирая на заключения, этапы и на непрекращающиеся ссылки,
архиепископ при первой возможности отвечал на все письма. В своих ответах он не
только утешал скорбящих, но и делал распоряжения, давал советы и благословлял.
Он до самой мученической кончины оставался не только формально, но и реально
главой своей епархии.
26 августа 1923г. Владыка был переведен в Одесскую тюрьму, где состоялся суд Одесса, ДОПР Год начала1923 День начала26 Месяц начала8 Год окончания1925 День окончания12 Месяц окончания1
Популярность епископа Прокопия была столь велика,
что православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных,
чтобы хлопотать об освобождении святителя.
Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об
освобождении епископа Прокопия. Они писали: "Осмеливаемся ходатайствовать перед Вашим Святейшеством о направлении по адресу прилагаемого обращения нашего к советской власти об освобождении нашего дорогого архипастыря епископа Прокопия (Титова) и об оказании возможного содействия с Вашей стороны к наискорейшему возвращению епископа Прокопия к его любящей пастве".
25 октября 1924г. ходатайство Патриарха было подано в ОГПУ.
Епископ Прокопий был приговорен к расстрелу, который заменили высылкой
за пределы Украины.
12 января 1925г. он был из Одесского ДОПРа освобожден и выслан в Москву
Москва епископ Год начала1925 Месяц начала1 Год окончания1925 Месяц окончания6
Будучи высланным в Москву, проживал здесь без права выезда.
В это время Патриарх Тихон предпринимал хлопоты, касающиеся легализации
Синода Русской Православной Церкви, во Временный состав которого был включен
и епископ Прокопий.
Но с учреждением Синода вопрос не был окончательно разрешен,
т.к. 7 апреля 1925г. Святейший Патриарх Тихон скончался.
На погребении Святейшего Патриарха епископ Прокопий служил панихиду с сонмом
духовенства. Он присутствовал при оглашении завещания
Святейшего Патриарха Тихона и вместе с другими иерархами Русской Православной
Церкви 12 апреля 1925г. подписал акт о передаче высшей церковной власти
Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому),
в соответствии с завещательным распоряжением почившего Патриарха.
Вместе с некоторыми другими архиереями епископ Прокопий принимал активное участие
в помощи Местоблюстителю Петру (Полянскому) в делах по управлению Русской
Православной Церковью
архиепископ 1925 Месяц6
В июне 1925г. по инициативе митрополита Петра (Полянского) владыка Прокопий
был возведен в сан архиепископа Одесского и Херсонского
Херсонская епархия архиепископ Должность архиепископ Херсонский и Николаевский Год начала1925 Месяц начала6 Год окончания1925 Месяц окончания11
Имея с июня 1925г. титул архиепископа Херсонского и Николаевского,
владыка Прокопий по-прежнему проживал в Москве без права выезда.
Определенного прихода не имел, служил по приглашениям.
В течение нескольких месяцев, что Владыка пребывал в Москве, он принимал
активное участие в церковных событиях.
Владыка регулярно присутствовал и высказывал свои суждения по церковным вопросам
на совещаниях епископов в Свято-Даниловом монастыре, нередко проходивших в
присутствии представителей ОГПУ (напр. Е.А.Тучкова). Содержание этих суждений
впоследствии (после его ареста) явилось одним из оснований для его обвинения
Москва Год ареста1925 День ареста19 Месяц ареста11
Был арестован вместе с митрополитом Петром (Полянским), епископом Парфением
(Брянских), епископом Гурием (Степановым), епископом Пахомием (Кедровым),
епископом Дамаскином (Цедриком) и другими архиереями, священнослужителями и
мирянами
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 26/05/1926 Обвинение"принадлежность к контрреволюционной группе духовенства и мирян" Статьяст.68 УК РСФСР Приговор3 года концлагерей Групповое дело"Дело митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926г."
ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Т.24.
Из обвинения: "Состоял и принимал участие в деятельности монархической группы епископов и мирян, поставившей себе задачей использование церкви и ее аппарата для нанесения ущерба диктатуре пролетариата".
Обвинений в конкретных контрреволюционных действиях архиепископу
Прокопию предъявлено не было.
26 мая 1926г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа
Прокопия к трем годам концлагерей
Москва, Бутырская тюрьма Год начала1925 День начала19 Месяц начала11 Год окончания1926 Месяц окончания6
В Бутырскую тюрьму приезжал на свидание с Владыкой священник о.Иоанн Скадовский.
В июне 1926г. архиепископ Прокопий был отправлен вместе с арестованным по тому же делу
епископом Амвросием (Полянским) в Соловецкий концлагерь Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения Год начала1926 Месяц начала6 Год окончания1928 День окончания3 Месяц окончания12
В Соловецком лагере архиепископ Прокопий последний раз встретился со
своим начальником по Иркутской Семинарии епископом Приамурским и
Благовещенским Евгением (Зерновым). После освобождения последнего в 1927г.,
Владыка Прокопий был избран старшим соловецким архиереем.
В сентябре 1927г. активно участвовал в составлении
"Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных
епископов из Соловецкого лагеря по поводу "Декларации" митрополита Сергия (Страгородского)
от 16/29 июля 1927г.).
Владыка Прокопий (Титов), хотя и подписал "Соловецкое Послание", осуждавшее
"Декларацию", от митрополита Сергия (Страгородского) не отделялся и общения
с ним не прерывал.
При этом до августа 1930г. он состоял в переписке с митрополитом Петром (Полянским).
В сентябре 1928г. заключенный архиепископ Прокопий был смещен митрополитом
Сергием с Херсонской кафедры и уволен на покой, что вызвало недовольство
у многих священнослужителей Херсонской епархии, не согласных с текстом
"Декларации" 1927г.
Пробыв на Соловках до 3 декабря 1928г., Владыка Прокопий, без предъявления
нового обвинения, был отправлен вместе с епископом Амвросием (Полянским)
этапом в ссылку на Урал сроком на 3 года Тюменская о., г.Тобольск, тюремный изолятор Год начала1929 Месяц начала3 Год окончания1929
От Ленинграда до Тобольска ссыльных архиереев сопровождала супруга
священника Иоанна Скадовского Екатерина Владимировна Скадовская, специально
приехавшая из Херсона, чтобы послужить святителям.
Архиепископ Прокопий и епископ Амвросий шли этапом, а Екатерина Владимировна
ехала свободно и на остановках приносила им передачи в дома заключения.
В Тобольске Владыку Прокопия, епископа Амвросия и Екатерину Владимировну
арестовали по обвинению в антисоветской агитации.
При аресте у них была изъята рукописная и напечатанная на машинке
церковная литература, характеризовавшая общее состояние церковной жизни,
которую привезла Екатерина Владимировна.
В тобольском тюремном изоляторе архиереев продержали полтора месяца.
После этого дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Екатерина Владимировна уехала в Херсон, а святителей отправили в г.Обдорск
(недалеко от Тобольска) Тюменская о., г.Обдорск Год начала1929 Год окончания1929
В Обдорске Владыка Прокопий и епископ Амвросий прожили месяц,
после чего епископа Амвросия определили на жительство в с.Шурышкары, а Владыку
Прокопия в с.Мужи, расположенные в окрестностях Обдорска Тюменская о., с.Мужи Год начала1929 Год окончания1929
В Мужах Владыка Прокопий прожил всего 56 дней и был отправлен в еще более
глухое село Тюменская о., с.Новый Киеват Год начала1929 Год окончания1931 Месяц окончания7
В селе было всего 5 домов.
Владыка поддерживал связь с митрополитом Петром (Полянским) и другими ссыльными
архиереями через Христину Терентьеву, которая была членом церковного совета.
В октябре 1929г. к Владыке приехала Екатерина Владимировна Скадовская и привезла
ему антиминсы, облачения и церковную утварь, а также продукты.
Пробыв у святителя до 21 января 1930г., она выехала в Херсон, но по дороге была
арестована. За связь с Владыкой Прокопием были арестованы и многие другие члены
нелегальной Херсонской общины духовных чад Владыки (о.Иоанн Скадовский,
протодиакон Михаил Захаров и другие).
Все они в 1931г. были приговорены к различным срокам заключения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 14/12/1931 Обвинение"контрреволюционная деятельность, тесная связь с местным зыряно-остяцким населением, настраивание его против советской власти, переписка с Херсонской епархией" Приговор3 года ссылки в Казахстан, считая с 23 июля 1930г. Групповое дело"дело архиепископа Прокопия (Титова) и епископа Амвросия (Полянского), Тобольская губ., 1931г."
Архив УФСБ России по Тюменской обл. Д.2612.
Виновным в контрреволюционной деятельности архиепископ Прокопий себя не признал
Семипалатинская о., г.Алма-Ата Год начала1931 Год окончания1934 Месяц окончания4
Проездом в ссылку через Томск, Владыка встречался со своими родителями и
со своей старшей сестрой.
В ссылке Владыка Прокопий заболел малярией, но Господь сохранил ему жизнь.
Был освобожден из ссылки в апреле 1934г.
Томск Год начала1934 Месяц начала4 Год окончания1934
По окончании ссылки Владыка побывал в Москве, где останавливался у брата.
Некоторое время он жил в Томске у своей матери, но климат ему не подошел,
и Владыка выбрал местом поселения г.Камышин, где находился в ссылке
священник Иоанн Скадовский, его ближайший сподвижник и друг Волгоградская о., г.Камышин Год начала1934 День начала16 Месяц начала9 Год окончания1934 Месяц окончания10
В Камышине Владыка поселился у Дарьи Алексеевны Фунтиковой, где жили о.Иоанн
Скадовский с матушкой Екатериной Владимировной и высланный с Украины епископ
Иоасаф (Попов). По всем церковным вопросам они были единомысленны и единодушны.
Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии, связь с которой не
прерывалась. Письма регулярно передавались через монаха Афанасия (Стореуса).
В Камышине Владыка и о.Иоанн организовали домашнюю церковь
Волгоградская о., г.Камышин Год ареста1934 День ареста2 Месяц ареста10
Через две недели архиепископ был арестован по подозрению в монархической и
антисоветской деятельности.
Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен.
НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и
близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий арестовали и его.
Он был арестован 2 октября 1934г. по подозрению в монархической и антисоветской
деятельности вместе с епископом Иоасафом (Поповым), священником
Иоанном Скадовским и священником Евстафием Норицем. Они были арестованы
по доносу арестованного вместе с ними священника Георгия Чудновского, ранее
запрещенного епископом Сталинградским Петром (Соколовым) за неблаговидное поведение
Особое Совещание при НКВД СССР 17/03/1935 Обвинение"принадлежность к "ИПЦ" ("Истинно-Православной Церкви"), контрреволюционная пропаганда, нелегальные богослужения на дому, связь с Херсонской епархией" Приговор5 лет ссылки в Каракалпакию
Архив УФСБ России по Волгоградской обл. Д.22319-ПФ.
Из протокола допроса 4 октября 1934г.:
" У кого вы были здесь, в Камышине, кроме Скадовского?
Из переписки со Скадовским я знал, что в Камышине живет архиерей Иоасаф, и когда приехал в Камышин, познакомился с ним, был у него на квартире, и он у меня. Когда я был у Иоасафа, то там, кроме меня и Иоасафа, никого не было. Раньше я Иоасафа не знал и о нем не слышал.
Вы с ним одной ориентации?
Здесь я выяснил, что мы с ним одной ориентации Патриарха Тихона".
В Рождественский сочельник, 6 января 1935г., состоялся последний допрос:
" Изложите ваши политические взгляды,
Я считаю себя человеком аполитичным, однако я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности. В этом отношении я разделяю симпатии Скадовского к идее монархической власти, возглавляемой монархом помазанником Божиим... Должен оговориться, что сказанное мною не означает, что я являюсь сторонником насильственного свержения советской власти и восстановления монархии. Добиваться свержения советской власти и вести в этом направлении какую-либо политическую работу я не считаю для себя возможным, как для представителя Церкви. К тому же я считаю, что идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви.
Что вы можете сказать по существу предъявляемого вам обвинения?
С момента моего освобождения из ссылки в апреле 1934 года я никаких деяний против власти и никакой агитации не проводил. Виновным себя ни в чем не считаю".
Через несколько дней, 11 января, следствие было закончено.
Из обвинения архиепископа Прокопия: "Будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским".
Виновным архиепископ себя не признал.
17 марта 1935г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа
Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию
в город Турткуль
Узбекская ССР, г.Турткуль, ул.Чимбайская, 40 Год начала1935 День начала7 Месяц начала5 Год окончания1937
В Тутркуль архиепископ Прокопий и о.Иоанн прибыли 7 мая 1935г., поселились
они в одном доме.
Вскоре к ним приехала жена о.Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю
свою жизнь помощи ссыльному духовенству.
Два года прожили здесь архиепископ и священник.
Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, не отказывая и тем
из живших в поселке, кто желал исповедаться или причаститься.
Те, кто внушал доверие и был внутренне расположен к православию, находил
в лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку.
И народ потянулся в убогую келью подвижников за мудрым советом и духовным
утешением.
Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии
Узбекская ССР, г.Турткуль Год ареста1937 День ареста24 Месяц ареста8
Из доноса: "Будучи религиозным, я случайно узнал, что в городе Турткуле по Чимбайской улице в доме N 40 организована молельня, в которой происходит богослужение. В один из воскресных дней в начале августа 1937г. я отправился в эту молельню для того, чтобы прослушать литургию... Через несколько дней я пришел на исповедь... Во время исповеди Скадовский вел контрреволюционную агитацию... После окончания исповеди в доме, где живут Титов и Скадовский, тут же при молельне, оба они в моем присутствии продолжали вести контрреволюционную агитацию, убеждать меня: "Единственная законная власть это монархический строй, советскую власть признавать не нужно, а надо против нее всячески бороться". В целях того, чтобы их контрреволюционная деятельность не была раскрыта органами советской власти, Титов и Скадовский в присутствии нескольких лиц вести контрреволюционную агитацию остерегаются и предпочитают обрабатывать верующих в контрреволюционном духе один на один. Ввиду того, что я, хотя человек и религиозный, но придерживаюсь той группы церковников, которые признают советскую власть, то решил сообщить об этом органам НКВД, что и сделал".
24 августа архиепископ Прокопий и о.Иоанн Скадовский были арестованы
тройка при УНКВД Узбекской ССР 28/10/1937 Обвинение"систематическая контрреволюционная монархическая агитация, принадлежность к ИПЦ" Статьяст.66 УК Узбекской ССР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"дело архиепископа Прокопия (Титова) и священника Иоанна Скадовского, г.Турткуль, 1937г."
Архив КГБ Республики Узбекистан. Д.П-35209.
Из протокола допроса:
" Вы обвиняетесь в том, что вместе со священником Скадовским организовали в городе Турткуле нелегальную молельню, в которой вели контрреволюционную монархическую агитацию...
...Контрреволюционной агитации я никогда не вел. Проживая в городе Турткуле вместе со священником Скадовским, я действительно принимал участие при совершении им богослужений. В беседах с приходившими к Скадовскому верующими я действительно вел пропаганду, но исключительно религиозного содержания".
Через месяц было составлено обвинительное заключение.
Виновными в контрреволюционной агитации архиепископ Прокопий и о.Иоанн себя
не признали.
Еще через месяц, 28 октября тройка НКВД приговорила архиепископа Прокопия (Титова)
и священника Иоанна Скадовского к расстрелу
Кончина
1937 День23 Месяц11 расстрел МестоУзбекская ССР, г.Турткуль Место захороненияУзбекская ССР, г.Турткуль
Вместе с архиепископом Прокопием был расстрелян священник о.Иоанн Скадовский
Канонизация
1
Священномученик архиепископ Прокопий (Титов) Дата03/05/1996 Кем канонизированСвященный Синод Украинской Православной Церкви Дни памяти
Старый стиль10.11 Новый стиль23.11 день мученической кончины (1937г.)
2
Священномученик архиепископ Прокопий (Титов) Дата20/08/2000 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Кто представилУкраинская Православная Церковь Дни памяти
1
Старый стиль10.11 Новый стиль23.11 день мученической кончины (1937г.)
2
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02