Карсавин Лев Платонович Год рождения1882 День рождения1 Месяц рождения12 Место рожденияСанкт-Петербург Специальностьдоктор истории, доктор богословия
Родился в семье актеров классического балета Мариинского театра. Русский
религиозный философ, историк и писатель, кроме степени доктора истории имел и
степень доктора богословия в СПбДА, что было для мирянина большой редкостью Фотографии
Санкт-Петербург, Историко-филологический институт Должность приват-доцент, инспектор (с 1914г.) Год начала1909 Год окончания1917 Санкт-Петербург, Высшие женские курсы Должность профессор Год начала1909 День начала30 Месяц начала9 Год окончания1917 Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет Должность приват-доцент, профессор Год начала1912 День начала1 Месяц начала7 Год окончания1922
12 мая 1913г. Карсавин защитил магистерскую диссертацию "Очерки религиозной
жизни в Италии в XII-XIII вв.", а 27 марта 1916г. докторскую диссертацию
"Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии".
В январе 1918г. укрывал в своей квартире освобожденного из Петропавловской
крепости А.В.Карташева. Весной 1918г. вместе с С.Каблуковым, А.Карташевым и
В.Бенешевичем получил от Петроградского митрополита Вениамина (Казанского)
благословение на создание "Всероссийского братства мирян в защиту церкви".
С 1921г. преподавал в университете религиозную метафизику вместе с Н.О.Лосским Петроград, Комиссия духовно-учебных заведений Петроградской епархии Должность член Комиссии Год начала1919 День начала13 Месяц начала10 Год окончания1920 День окончания13 Месяц окончания2 Петроград, Петроградский университет, факультет общественных наук, Общественно-педагогическое и правовое отделение Должность профессор, председатель Общественно-педагогического и правового отделения Год начала1921 Год окончания1922 Петроград, Богословский институт Должность и.о.ректора Год начала1922 День начала18 Месяц начала7 Год окончания1922
Петроград, тюрьма на Шпалерной ул. Год начала1922 День начала23 Месяц начала8 Год окончания1922
Был освобожден из тюрьмы незадолго до высылки за границу
./11/1922 Статьяст.57 УК РСФСР Приговорвысылка за границу без права возвращения
15 ноября 1922г. вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры и
членами их семей был выслан за пределы СССР
Берлин Год начала1922 День начала21 Месяц начала11 Год окончания1926 День окончания20 Месяц окончания6
1922, 21 ноября прибыл в г.Берлин вместе с группой высланных. 1 декабря
1922г. Карсавин Л. был избран товарищем председателя Бюро Русского
Академического союза в Германии. За границей, облачившись в стихарь
неоднократно выступал с проповедями в православных церквах. 17 мая 1926г.
выступил с речью на собрании памяти Св. Патриарха Тихона, в 1926г. выступал с
лекциями по истории России и Русской Церкви перед немецкими студентами в
г.Берлине. Подготовил к изданию книгу А.С.Хомякова "О церкви" с предисловием
и комментарием, составленным на основании различных работ Хомякова.
После высылки за границу Карсавин написал и издал большую часть своих
научных работ. Главные из которых: "Философия истории", "Джордано
Бруно", "Диалоги", "О началах", "О личности", многотомное сочинение
"История европейской культуры". В 1926 году переехал в Париж Париж Год начала1926 День начала20 Месяц начала6 Год окончания1928 День окончания26 Месяц окончания1
В Париже подготовил к печати пособие, написанное по заказу Православного
богословского института имени преподобного Сергия "Святые отцы и учители
Церкви. Раскрытие Православия в их творениях"
Литва, г.Каунас, Каунасский университет, гуманитарный факультет Должность профессор по кафедре всеобщей истории Год начала1928 Месяц начала11 Год окончания1940
16 ноября 1927 года был избран ординарным профессором по
кафедре всеобщей истории гуманитарного факультета Каунасского университета
Литва, г.Каунас Год начала1928 День начала26 Месяц начала1 Год окончания1940
В Каунасском университете читал лекции по всеобщей истории (на русском языке)
Вильнюс, Вильнюсский университет Должность профессор Год начала1940 Год окончания1945
В 1940 году переехал в Вильнюс, куда был переведен Каунасский университет. В 1944г.
большинство университетских коллег Карсавина и русских эмигрантов покинули
Литву с отступавшей немецкой армией, но Карсавин принял решение остаться в
Литве. В 1945 году после включения Литвы в состав СССР был отстранен от
преподавания в университете Литва, Вильнюс, Исторический музей Должность директор Год начала1945 Год окончания1949 День окончания9 Месяц окончания7
Вильнюс, следственная тюрьма МВД Год начала1949 День начала9 Месяц начала7 Год окончания1950 Ленинград Год начала1950 Год окончания1950 День окончания4 Месяц окончания3
Коми АССР, Печерская ж.д., ст.Абезь Год начала1950 Месяц начала3 Год окончания1952 День окончания20 Месяц окончания7
Находясь в лагере для инвалидов Абезь у полярного круга, Карсавин написал ряд
философских трактатов и сонетов, которые были позднее изданы за границей. В
основе религиозно-философской системы Карсавина лежит идея всеединства.
Религиозные взгляды Карсавина Густав А. Веттер в статье посвященной памяти
мыслителя излагает следующим образом: "Если личность Иисуса Христа наиболее
совершенная индивидуальная личность, то Церковь является наиболее совершенной
реализацией в эмпирии всеединого человечества ("Философия истории". Берлин,
1925, с. 287). История человечества не что иное как эмпирическое становление
и погибание Церкви. Как для Христа, так и для Церкви существует закон
умирания, умирание, которое Карсавин, по-видимому, относит к чередованию
внутри христианской религиозной культуры различных индивидуализаций: "очень
многое говорит за то, что на смену умирающей западно-христианской ее
индивидуализации нарождается иная, восточно-христианская или
православно-русская, может быть, и не она одна" ("Философия истории", с. 214).
Если эти слова допускают толкование в смысле равноправия всех христианских
вероисповеданий, то в другом месте Карсавин утверждает, что история (в смысле
изучения истории, исторической науки) должна быть не только религиозною;
"необходимо пойти далее: история должна быть православною" ("Философия
истории", с. 175). В лагере Карсавин был близок с православными священниками,
но в последние дни своей жизни он не имел возможности встретиться с
православным священником, и предложил православному мирянину Ванееву принять у
него последнюю исповедь, но Ванеев посчитал, что он не готов принять эту
исповедь, и пригласил католического священника для последнего напутствия
умирающего Карсавина. Карсавин только исповедался, но никогда не принимал
католичества. Кроме того, сознавая исключительную важность догмы о Триедином
Боге, Карсавин неоднократно возвращался к вопросу о Filioque. энергично
критикуя Filioque, поскольку в этой поправке к Символу веры видел католический
рационализм и соответственно связывал Filioque с историческими особенностями
Западного христианства
Кончина
1952 День20 Месяц7 умер в заключении МестоКоми АССР, Печерская ж.д., ст.Абезь Место захороненияКоми АССР, Печерская ж.д., ст.Абезь, могила П-11
В 1990г. была найдена могила Карсавина и проведено перезахоронение по православному
обряду