Грибков Назарий Степанович Год рождения1879 День рождения22 Месяц рождения10 Место рожденияРязанская губ., Егорьевский у., с.Огрызково протоиерей
Родился в крестьянской семье. Окончил Егорьевское Хлудовское училище.
В это время он стал петь в хоре мальчиков в церкви, у него обнаружились певческие
дарования Фотографии
Назарий Степанович Грибков. 1915 год Назарий Степанович и Клавдия Алексеевна Грибковы. 1916 год Протоиерей Назарий с сыном Николаем. 1927 год Протоиерей Назарий с сыном Колей и няней Пашей. Актюбинск. 1934 год
Должность псаломщик Год начала1899 Год окончания1906
После окончания семинарии служил псаломщиком Рязанская губ., г.Егорьевск, соборная церковь Должность псаломщик Год начала1906 Год окончания1916
Служил псаломщиком в соборе г.Егорьевска с 1906г.
В 1916г. обвенчался с Клавдией Алексеевной Елисеевой. Ее отец был человеком
известным в этих местах и состоял членом дворянского собрания.
У Клавдии Алексеевны были сестры Анна, Елизавета и Пелагия, а также брат Петр
Рязанская губ., Рязанский р., с.Березовка, Богородице-Рождественская церковь священник Год начала1919 Год окончания1919 Рязанская губ., Егорьевский р., с.Починки, Преображенская церковь священник Год начала1919 Год окончания1928
В 1919г. о.Назарий был перемещен по прошению в с.Починки Рязанским архиепископом
Иоанном (Смирновым).
У о.Назария и матушки Клавдии долго не было детей. Врачи предупреждали ее,
что если она и будет беременна, то не сможет родить из-за сердечной недостаточности.
В 1926г. она забеременела. Врачи предупредили ее, если она будет рожать, то
сама при этом может умереть. Клавдия выразила полное смирение перед предстоящим ей
испытанием. Но мужа она попросила: "Если родится мальчик и останется жив, то
назови его Николаем. Она очень почитала и любила святителя Николая. Клавдия
скончалась во время родов, но сын родился здоровым и его в соответствии с
завещанием матери назвали Николаем. Сироту-младенца выкормила женщина по имени
Пелагея, которая кормила своего грудного ребенка.
Смерть жены явилась для о.Назария большим потрясением, и он стал просить архиерея
перевести его в другое село
Рязанская губ., Егорьевский р., с.Починки, Преображенская церковь протоиерей Год начала1928 Год окончания1929 Московская о., Коробовский р., с.Туголес, церковь св.мц.Параскевы Пятницы протоиерей Год начала1929 Год окончания1931 День окончания23 Месяц окончания3
В 1929г. перемещен в с.Туголес по собственному прошению
Рязанским архиепископом Питиримом.
Поселился вместе с сыном в половине дома сестер во Христе Дарьи Дмитриевны
Гореловой и Параскевы Александровны Степановой. Дарья и Параскева стали
воспитательницами его сына. У Дарьи не было от рождения ноги до колена.
Зарабатывали они тем, что стегали одеяла и шили одежду для детей, а также
пели на клиросе.
В феврале 1931г. в с.Туголес появилась странница Варвара Крюкова.
Придя в село Туголес, она поселилась у монахинь, прислуживавших в храме,
порой ходила по деревням и тогда останавливалась у крестьян.
Дочь диакона Александра Семеновна Яблонская свидетельствовала о чуде обновления
принадлежавшей ей Черниговской иконы Божией Матери.
Икону принесли в храм, и священник Пятницкого храма о.Иоанн Боголепов отслужил
перед ней водосвятный молебен. Впоследствии это было поставлено властями священникам
в вину. 22 марта 1931г. секретарь сельсовета арестовал Варвару Крюкову и отправил
в тюрьму в г.Шатуру. При обыске у нее нашли переписанное от руки письмо религиозного
содержания, а также обращение к православному народу Поместного Собора 1917г.
Это оказалось достаточным, чтобы предположить связь странницы со священниками
храма с.Туголес и обвинить в том, что священники занимались агитацией против
создания колхозов
Московская о., Коробовский р., с.Туголес Год ареста1931 День ареста23 Месяц ареста3
23 марта 1931г. были арестованы священники Пятницкого храма
Назарий Грибков и о.Иоанн Боголепов, председатель церковного совета
Иван Леонтьевич Панкратов, а также Александра Семеновна Яблонская
тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 10/04/1931 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор5 лет ссылки в Казахстан
Вызванный для допроса как свидетель секретарь сельсовета показал: "Священник Назарий Грибков во время развернувшейся работы по коллективизации сельского хозяйства выступил с церковного амвона с проповедью, говоря, что "урожай зависит от Бога". Мол, "что Бог задумает, то и сделает". Этой проповедью он довел молящихся до плача. Цель же проповеди была в том, чтобы сорвать коллективизацию, так как "если урожай зависит от Бога, зачем же строить колхозы, нужно только молиться и в колхоз не идти"".
На допросе арестованные не признали себя виновными.
Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми,
а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров.
Из показаний о.Назария на допросе: "В с.Туголес я... перевелся из д.Починки... Тогда я и познакомился со священником Иоанном Боголеповым, председателем церковного совета Панкратовым и Яблонской, до этого же я никого из них не знал. С момента моего переезда Боголепов и Панкратов иногда у меня бывали, в частности, перед заговеньем Боголепов был у меня в гостях. Мы выпили с ним чаю и разошлись. В беседе о прошлом священник Боголепов говорил: "Вот я пришел с матушкой проститься по старинному обычаю". Я ответил: "В старину на масленице рыбку ели, может быть, она у кого и есть, а у меня сейчас нет, и угостить нечем". Больше он у меня не бывал. Панкратов, когда ко мне заходил, то мы говорили исключительно о церковных делах, о том, что нет масла и т.п. для церковных надобностей. Варвару Крюкову и Александру Яблонскую я знаю, но связи с ними никакой не имел. Об обновлении иконы и о листочке с молитвой я слышал, но кто служил молебен и кем распространялась молитва, мне неизвестно. Проповеди я говорил, но не касался советской власти и ее мероприятий. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, т.к. антисоветской агитации я не вел и с крестьянами на политические темы не беседовал".
4 апреля 1931г. следствие было завершено.
В составленном обвинительном заключении следователь писал: "Дело возникло из поступивших в Шатурский Райаппарат ПП ОГПУ МО сведений о том, что в деревне Туголес Шатурского района Московской области существует антисоветская группировка, возглавляемая попом Боголеповым Иваном Андреевичем. ... Названная группировка систематически проводит по деревням антисоветскую и противоколхозную агитацию,... используя при этом религиозные убеждения, а также обрабатывает в антисоветском духе отдельных крестьян-бедняков... Для более успешного осуществления своей деятельности участниками группировки в начале марта 1931г. была пущена легенда о том, что якобы имеющаяся икона у Яблонской Александры обновила свой лик, в честь чего по инициативе фигурантов группировки был отслужен в церкви торжественный молебен, с большим стечением крестьян из окружающих деревень... В деревнях Туголес, Лузгарино, Пустошь, Черусти, Варюковка и ряде других деревнях Шатурского района в 19301931 годах действительно имели место случаи срыва собраний и общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти, как например: хлебозаготовок, сенозаготовок и скотозаготовок, коллективизации, весенне-посевной кампании и так далее. Срывы являлись результатом организованной деятельности группы церковников и их приверженников крестьян, антисоветски настроенных, руководимых попом Боголеповым, в составе и при активном участии попа Грибкова, председателя церковного совета Панкратова, дочери дьякона, жены умершего фельдшера Яблонской Александры Семеновны и Крюковой Варвары Николаевны. Обвиняемые хотя и не группой в целом, но по два человека собирались преимущественно у попа Боголепова и в церковной сторожке, проводя всевозможные беседы антисоветского характера, которые впоследствии стремились прививать отдельным крестьянам с использованием их религиозных убеждений, что неоднократно успешно осуществляли на практике, на протяжении указанного периода времени... Фигуранты группы, связавшись со странницей, распространяющей антиколхозную агитацию, Варварой Крюковой, как через последнюю, так и сами совершали обманные действия с целью возбуждения суеверия среди крестьян о чудесах, а на почве этого агитировали за невхождение в колхозы и стремились срывать мероприятия, проводимые советской властью в деревне... Для более успешного осуществления своей антисоветской деятельности эта группа, возглавляемая попом Боголеповым, распространила слух о якобы обновившейся иконе Божией Матери, и в марте месяце 1931 года обвиняемой Яблонской были собраны деньги с крестьян, на которые ею был заказан попам Боголепову и Грибкову торжественный молебен обновленной иконе, причем на этом молебне было большое стечение крестьян окружающих деревень... Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали...".
В тот же день о.Назарий написал заявление уполномоченному ОГПУ: "Я имею на руках четырехлетнего сына, оставленного в чужих людях вследствие моего ареста, можно сказать, на произвол судьбы. Сегодня, 4 апреля, мне объявлено, что следствие по моему делу закончено, и, следовательно, дальнейший ход дела едва ли хоть сколько-нибудь может изменить или отрицательно повлиять на исход его. А посему прошу впредь до суда освободить меня из-под стражи".
Но в этом ему было отказано.
10 апреля 1931г. тройка при ПП ОГПУ по ст.5810 УК приговорила священников
Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к 5 годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова
к трем годам ссылки, Варвару Крюкову к пяти годам концлагерей.
Александра Яблонская была приговорена к трем годам ссылки условно и освобождена.
Перед отъездом о.Назария в ссылку послушницы Дарья и Параскева сказали: "Отец Назарий, не берите сына Колю с собой, пусть он будет у нас, и мы о нем позаботимся".
После высылки о.Назария его сына Николая воспитывали Дарья и Параскева
Казахстан, г.Алма-Ата Год начала1931
Два с половиной года о.Назарий пробыл в ссылке в Алма-Ата Казахстан, г.Актюбинск Год окончания1936
Затем два года отбывал ссылку в Актюбинске.
В 1934г. послушница Параскева поехала с Николаем в гости в ссылку к о.Назарию
в Актюбинск. Священник встретил их на перроне. За время ссылки он сильно постарел.
Почти весь город был одноэтажным и построен из глины. В одной из глиняных
мазанок жил о.Назарий. Он жил один и работал в то время бухгалтером.
В ссылке он со многими подружился, в том числе со ссыльными офицерами Царской
армии. Параскева с Николаем прожили у него месяц.
О.Назарий был освобожден весной 1936г.
Московская о., Коробовский р., с.Туголес, церковь св.мц.Параскевы Пятницы протоиерей Год начала1936 Год окончания1937 Месяц окончания11
По резолюции епископа Дмитровского Сергия протоиерей Назарий снова занял место
при церкви с.Туголес. По воспоминаниям, на каждую службу он брал с собой сына,
ставил его около северных дверей в алтаре и объяснял, когда что нужно делать,
хотел, чтобы он помогал как алтарник. О.Назарий, памятуя, какое значение в его жизни
имело церковное пение, поначалу пытался научить ему и сына, но у того не оказалось
музыкальных способностей.
В жизни о.Назарий был гостеприимным и хлебосольным, и у него часто бывали
гости, которых он щедро угощал всем, что у него было.
Духовным отцом Николая стал служивший в том же храме протоиерей Георгий Колоколов.
Оба священника жили душа в душу.
Однажды друг о.Назария протодиакон Сергей Павлович Туриков, служивший
в Богоявленском соборе в Москве, предложил ему переехать в столицу: "Отец Назарий, поехали со мной в Москву, там не так, как в деревне, где преследуют и забирают священство. Оставь сына Николая на время няням, а сам со мной поезжай".
Отец Назарий на это ответил: "Да я ни в чем не виноват, что мне бояться-то. Зачем я сына буду оставлять и куда-то уезжать? Нет, о.Сергий, я уж здесь со своими останусь"
Московская о., Коробовский р., с.Туголес Год ареста1937 День ареста28 Месяц ареста11
Из показаний "свидетеля", секретаря сельсовета от 21ноября 1937г.: "Мне известно, что в д.Туголес существует контрреволюционная группа церковников, в которую входят попы Назарий Грибков... Георгий Иосифович Колоколов... дьячок Царапкин... Все они тесно связаны между собой, часто собираются у попа Назария Грибкова, среди населения ведут открытую контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву мощи нашей страны... всю свою контрреволюционную деятельность указанная группа направляет на подрыв колхозного строительства и всех проводимых мероприятий советской властью в деревне. В уборочную кампанию умышленно затягивали службу по целым дням, тем самым тормозили ход уборочной кампании. Кроме того, открыто среди населения ведут антисоветскую агитацию, как-то: Назарий Грибков и Георгий Колоколов среди колхозников распускают разную клевету о лагерях, говорят: "Советская власть, заключая людей в лагеря, не исправляет людей, а издевается над людьми; заставляют работать непосильную работу, кормят безобразно плохо, в лагерях люди мрут, никто на это не обращает внимания, условия жизни создают невыносимые, большая часть людей, осужденных и отбывающих наказание в лагерях, не выносит создаваемых условий и остается там...".
В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов.
Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку,
и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям
председателя сельсовета.
27 ноября 1937г. сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и
псаломщика Петра Царапкина.
На следующий день, 28 ноября 1937г. был арестован протоиерей Назарий Грибков.
Все они были заключены в Таганскую тюрьму в Москве.
По воспоминаниям, в этот день, 28 ноября, сын Николай пошел вместе
с деревенскими мальчишками кататься на коньках, но катание не заладилось:
что-то случилось с коньком, Николай пошел домой и, подходя, увидел, что
у дома стоит грузовик, а в самом доме хозяйничают председатель сельсовета
и два милиционера. Тут же были и Дарья с Параскевой. О.Назарий собирал
в последний путь вещи. Из особо чтимых священником икон в доме был образ,
на котором было изображено явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.
С этой иконой он никогда не расставался и брал ее в ссылку.
Перед тем как уйти, священник благословил иконой сына и передал ему ее,
вручив заботу о сыне Божией Матери и преподобному Сергию.
Председатель сельсовета Языков стал притворно успокаивать сына священника: " Коль, мы его скоро отпустим, скоро привезем.
Я знаю вас, знаю, как вы его привезете. Никогда вы его не отпустите".
Дарья и Параскева вышли на крыльцо. Отца Назария посадили в машину и увезли.
Молча смотрели женщины вслед уходящей машине. Николай не вышел из дома,
а сел на кровать и горько заплакал...
тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 05/12/1937 Обвинение"контрреволюционная агитация" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Из протокола допроса о.Назария:
" Вы знакомы с Царапкиным и Колоколовым?
Да, я хорошо знаком. Взаимоотношения у меня с ними очень хорошие, ссоры и вражды я с ними никогда не имел.
Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели активную антисоветскую контрреволюционную агитацию против советской власти. Признаете это?
Я антисоветской контрреволюционной агитации среди населения не вел и в этом себя виновным не признаю".
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Георгия Колоколова и
протоиерея Назария Грибкова к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина
к 10 годам ИТЛ, где он и скончался
Москва, Таганская тюрьма Год начала1937 День начала28 Месяц начала11 Год окончания1937 День окончания11 Месяц окончания12
Содержался в тюрьме во время следствия
Священномученик протоиерей Назарий Грибков Дата20/08/2000 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Кто представилМосковская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль28.11 Новый стиль11.12 день мученической кончины (1937г.)