Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по Московской обл.
10/04/1931
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор 5 лет ссылки в Казахстан
Вызванный для допроса как свидетель секретарь сельсовета показал:
"Священник Назарий Грибков во время развернувшейся работы по коллективизации
сельского хозяйства выступил с церковного амвона с проповедью, говоря,
что "урожай зависит от Бога". Мол, "что Бог задумает, то и сделает".
Этой проповедью он довел молящихся до плача. Цель же проповеди была в том,
чтобы сорвать коллективизацию, так как "если урожай зависит от Бога,
зачем же строить колхозы, нужно только молиться и в колхоз не идти"".
На допросе арестованные не признали себя виновными.
Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми,
а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров.
Из показаний о.Назария на допросе:
"В с.Туголес я... перевелся из д.Починки... Тогда я и познакомился
со священником Иоанном Боголеповым, председателем церковного совета
Панкратовым и Яблонской, до этого же я никого из них не знал.
С момента моего переезда Боголепов и Панкратов иногда у меня бывали,
в частности, перед заговеньем Боголепов был у меня в гостях.
Мы выпили с ним чаю и разошлись. В беседе о прошлом священник Боголепов
говорил:
"Вот я пришел с матушкой проститься по старинному обычаю".
Я ответил:
"В старину на масленице рыбку ели, может быть, она у кого и есть,
а у меня сейчас нет, и угостить нечем".
Больше он у меня не бывал.
Панкратов, когда ко мне заходил, то мы говорили исключительно о церковных
делах, о том, что нет масла и т.п. для церковных надобностей.
Варвару Крюкову и Александру Яблонскую я знаю, но связи с ними никакой
не имел.
Об обновлении иконы и о листочке с молитвой я слышал, но кто служил молебен
и кем распространялась молитва, мне неизвестно.
Проповеди я говорил, но не касался советской власти и ее мероприятий.
В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, т.к. антисоветской
агитации я не вел и с крестьянами на политические темы не беседовал".
4 апреля 1931г. следствие было завершено.
В составленном обвинительном заключении следователь писал:
"Дело возникло из поступивших в Шатурский Райаппарат ПП ОГПУ МО сведений
о том, что в деревне Туголес Шатурского района Московской области существует
антисоветская группировка, возглавляемая попом Боголеповым Иваном Андреевичем.
... Названная группировка систематически проводит по деревням антисоветскую
и противоколхозную агитацию,... используя при этом религиозные убеждения,
а также обрабатывает в антисоветском духе отдельных крестьян-бедняков...
Для более успешного осуществления своей деятельности участниками группировки
в начале марта 1931г. была пущена легенда о том, что якобы имеющаяся икона
у Яблонской Александры обновила свой лик, в честь чего по инициативе
фигурантов группировки был отслужен в церкви торжественный молебен,
с большим стечением крестьян из окружающих деревень...
В деревнях Туголес, Лузгарино, Пустошь, Черусти, Варюковка и ряде других деревнях
Шатурского района в 19301931 годах действительно имели место случаи срыва
собраний и общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти,
как например: хлебозаготовок, сенозаготовок и скотозаготовок, коллективизации,
весенне-посевной кампании и так далее.
Срывы являлись результатом организованной деятельности группы церковников
и их приверженников крестьян, антисоветски настроенных, руководимых
попом Боголеповым, в составе и при активном участии попа Грибкова,
председателя церковного совета Панкратова, дочери дьякона, жены умершего
фельдшера Яблонской Александры Семеновны и Крюковой Варвары Николаевны.
Обвиняемые хотя и не группой в целом, но по два человека собирались
преимущественно у попа Боголепова и в церковной сторожке, проводя всевозможные
беседы антисоветского характера, которые впоследствии стремились прививать
отдельным крестьянам с использованием их религиозных убеждений, что
неоднократно успешно осуществляли на практике, на протяжении указанного
периода времени...
Фигуранты группы, связавшись со странницей, распространяющей антиколхозную
агитацию, Варварой Крюковой, как через последнюю, так и сами совершали
обманные действия с целью возбуждения суеверия среди крестьян о чудесах,
а на почве этого агитировали за невхождение в колхозы и стремились срывать
мероприятия, проводимые советской властью в деревне...
Для более успешного осуществления своей антисоветской деятельности эта
группа, возглавляемая попом Боголеповым, распространила слух о якобы
обновившейся иконе Божией Матери, и в марте месяце 1931 года обвиняемой
Яблонской были собраны деньги с крестьян, на которые ею был заказан
попам Боголепову и Грибкову торжественный молебен обновленной иконе,
причем на этом молебне было большое стечение крестьян окружающих деревень...
Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали...".
В тот же день о.Назарий написал заявление уполномоченному ОГПУ:
"Я имею на руках четырехлетнего сына, оставленного в чужих людях
вследствие моего ареста, можно сказать, на произвол судьбы.
Сегодня, 4 апреля, мне объявлено, что следствие по моему делу закончено,
и, следовательно, дальнейший ход дела едва ли хоть сколько-нибудь
может изменить или отрицательно повлиять на исход его. А посему прошу
впредь до суда освободить меня из-под стражи".
Но в этом ему было отказано.
10 апреля 1931г. тройка при ПП ОГПУ по ст.5810 УК приговорила священников
Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к 5 годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова
к трем годам ссылки, Варвару Крюкову к пяти годам концлагерей.
Александра Яблонская была приговорена к трем годам ссылки условно и освобождена.
Перед отъездом о.Назария в ссылку послушницы Дарья и Параскева сказали:
"Отец Назарий, не берите сына Колю с собой, пусть он будет у нас, и мы
о нем позаботимся".
После высылки о.Назария его сына Николая воспитывали Дарья и Параскева