Варламов Петр Яковлевич Год рождения1897 Место рожденияУфимская губ., Белебеевский у. (Башкирия, Бакалинский р.), с.Дияшево священник
Родился в крестьянской семье. Родители: Яков Петрович Варламов, уволенный из армии в запас, рядовой и его жена
Елена Спиридоновна (урожденная Головнина). Девяти лет Петр лишился отца.
Окончил местную сельскую школу Фотографии
Священник Варламов Петр Яковлевич в храме на Пасху 1928г. Священник Петр Варламов с матушкой, 1925г. Петр и Анна Варламовы с первенцем, сыном Анатолием. Преображеновка, 1917г. Матушка о.Петра Варламова Анна Ивановна с детьми, 1936г.
Год окончания1915
В 1915г. окончил дополнительные курсы при Второклассной школе для подготовки на
должности псаломщиков и диаконов в с.Подлубово Уфимского уезда, где
встретил свою будущую жену, Анну Ивановну Портнову, дочь подлубовского кузнеца.
Они обвенчались в том же году и поселились в с.Преображеновка
Уфимская губ., Стерлитамакский у. (Башкирия, Стерлитамакский р.), с.Преображеновка, Казанско-Богородицкая церковь Должность псаломщик Год начала1915 Год окончания1919
Семья Варламовых жила в мире, любви и согласии. Их домашний очаг согревал
теплом любви и заботы многих родных. Конец мирной жизни положил октябрьский
переворот и гражданская война. В 1918г. Петр Варламов спас от смерти "красного"
фельдшера, сохранял он от мести белых и своих односельчан-партизан. В 1919г.
священник с.Преображеновка о.Иоанн Канин оставил приход и со всем семейством
ушел с белыми. Тогда с великой просьбой обратились прихожане к своему псаломщику
диакон 1919 иерей 1919
Сначала 22-летний Петр, за молодостью лет и малым жизненным и духовным опытом,
отказывался брать на свои плечи столь тяжкий крест сан священника.
Против была и жена ее любящее сердце предощущало крестные муки будущего.
Однако по неотступной просьбе собрания сельского общества, со смирением и
сердечным трепетом Петр дал согласие и принял сан
Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка, Казанско-Богородицкая церковь священник Год начала1919 Год окончания1929 Месяц окончания5
О.Петр поистине был пастырем добрым своей пастве: он привлекал сердца людей к Богу
своей глубокой и искренней верой, образованностью, простотой, бессребренничеством.
Особо почитаемой иконой в храме являлся список Табынской иконы Божией Матери. До
самого ареста о.Петр устраивал крестные ходы с этой святыней по всему приходу с
посещением домов прихожан. При этом он навещал и исцелял болящих, утешал
страждущих, укреплял народ в вере, беседовал с молодежью о религии, дискутировал
с баптистами. У о.Петра было образцовое хозяйство: огород, ягодник, пасека.
За искреннюю молитву и истовое служение, за духовную мудрость
и проповеднический дар, за чистоту жизни и смиренный труд, за скромность и
простоту прихожане любили и почитали своего пастыря.
В начале 1920-х годов "активисты"-комсомольцы подожгли дом о.Петра. Дом сгорел,
а семья оказалась без крова. Общество выделило батюшке общественный дом, но
вскоре сельсовет решил устроить в нем красный уголок. Общее собрание села
отвело пастырю землю, где бы он смог поставить себе дом, но сельсовет отобрал
эту землю под огород избы-читальни. Тогда о.Петр обратился к своей пастве с
просьбой защитить его, и верующий народ, не убоявшись власть предержащих, отстоял
его землю от изъятия. Под уплату налогов сельсовет забрал у семьи о.Петра
корову, ему пришлось распродать хозяйство, в том числе лошадь и инвентарь
семья осталась совсем без средств к существованию. Но давал Господь верному
пастырю Своему духовную силу и стойкость, терпение и незлобие, чтобы достойно
переносить все страшные тяготы гонений на Церковь.
О.Петр с амвона призывал "крепко держаться за веру и не идти по стопам безбожного
учения, проповедуемого вождями безбожия", терпеть скорби в подражание Христу,
"ведь в наступающие времена гонители, хулители веры... будут усиливать гонение
на веру".
Безбожников о.Петр называл "бессмысленными и обезумевшими людьми".
В день Казанской иконы Божией Матери он призывал верующих: "Воспряните же люди православные и стрясите прах неверия, распространяемого современными отрицателями и не вступайте на проповедуемый ими "широкий путь" ведь проповедуемый ими "широкий путь" в действительности является путем широким только для зла и грехов".
О его проповедническом даре свидетельствовали позже даже ярые безбожники члены
партии и сотрудники сельсовета: "Поп Варламов прекрасный проповедник, всегда и всюду читает нравоучения верующим". "Поп Варламов вполне грамотный, умный, осторожный и хороший оратор-богослов... Обладая красноречием, сумел взять под свое влияние даже бедняков верующих фанатиков. На его проповедях присутствующие верующие всегда плачут".
Даже недруги подчеркивали ум, образованность, интеллигентность священника и то
уважение, которое чувствовали по отношению к нему верующие.
Позже, на следствии, представители власти рассказывали: "Поп Варламов среди верующих пользуется большим влиянием". "Поп Варламов умный, энергичный, является примерным среди верующих в смысле поведения в личной жизни; очень тактичен, вежлив по отношению к прихожанам". "Подчинил своему влиянию своей умелой работой много молодежи, к которой подходил не только как поп, но и как культурник. Росту его авторитета и укреплению его влияния на верующих способствует его примерное поведение как попа и человека вообще".
В 1929г. в ответ на директивное письмо секретаря ЦК ВКП(б) Л.М.Кагановича "О
мерах по усилению антирелигиозной работы", "актив" с.Преображеновки единогласно
постановил закрыть церковь, "как мешающую работе". Вскоре в с.Преображеновку
прибыл 12-й батальон из г.Стерлитамака, при содействии (!) которого на общем
собрании был поставлен вопрос о закрытии церкви, однако, собрание воспротивилось
закрытию храма вину за это власти возложили на о.Петра. Вскоре после собрания
местные власти направили в ГПУ заявление о контрреволюционной деятельности
священника Варламова и группы "кулаков" села. Явно приближался арест о.Петра.
Его предупреждали об этом верующие и советовали уезжать из села, но о.Петр
говорил: "Меня не за что арестовывать. Я ни в чем не виновен, свое служение и
прихожан не брошу". Незадолго до ареста батюшку две ночи подряд вызывали в
сельсовет и уговаривали снять сан, но о.Петр наотрез отказался
Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка Год ареста1929 День ареста26 Месяц ареста5 Обвинение при аресте"контрреволюционная деятельность"
О.Петр был арестован на Преполовение Пасхи органами ГПУ БАССР по необоснованному
обвинению в "проведении контрреволюционной деятельности".
После ареста прихожане собрали до 200 подписей под прошением об освобождении
о.Петра и пошли в сельсовет заверить эти подписи, но сельсовет это сделать отказался,
а один из инициаторов сбора подписей "кулак" Степан Тотцев был арестован.
Однако православные не убоялись, и более 150 человек подписали новое обращение к властям,
принятое общим собранием. крестьян, но секретарь партячейки направил его в ГПУ как материал
к обвинению матушки о.Петра в подстрекательстве к бунту.
1 сентября 1929г. вновь общее собрание крестьян села приняло ходатайство в Стерлитамакское
отделение ГПУ об освобождении о.Петра.
Дело было передано в Прокуратуру БАССР. Началось новое следствие. Виновным себя
в антисоветской деятельности о.Петр не признал. 19 ноября 1929г. следователем
по важнейшим делам Башнаркомюста было составлено обвинительное заключение и дело
на Варламова П.Я. и группу преображеновских "кулаков" было передано для
рассмотрения судом Главного Суда БАССР
выездная сессия Главного Суда Башкирской АССР 17/01/1930 Обвинение"антисоветская и контрреволюционная деятельность" Статьяст.582,588,5810,5813 УК РСФСР Приговордело слушанием приостановить и передать для доследования Групповое дело"дело священника Петра Варламова. Стерлитамак, 1930г."
1517 января 1930г. в Стерлитамаке состоялась выездная сессия Главного Суда БАССР.
Оправдать подсудимых суд не решился, как не решился и осудить их, а потому
вынес частное определение: "Данное дело слушанием приостановить, и дело в
порядке Циркуляра Н.К.Ю. передать в орган Г.П.У., т.е. Уполномоченному
БОООГ.П.У. по Стерлитамакскому кантону для личного доследования". Поистине "сила
Божия в немощи совершается" (2 Кор.12,9). В условиях коммунистической диктатуры
и жесточайших гонений на Церковь начала 1930-х годов Верховный Суд БАССР не смог
осудить священника, более того, на судебных заседаниях открыто прозвучали обвинения
органов ГПУ в фальсификации дела против Церкви. После этого поражения ГПУ дела
священников в открытых процессах в Башкирии более не рассматривались.
О.Петр вместе с обвиняемыми "кулаками" обратился в Кассационную Коллегию
Верховного Суда РСФСР с жалобой на несправедливое решение суда и с просьбой его
отменить. Матушка поехала в Стерлитамак и беседовала с судьей, но тот сказал:
"Если мы вашего отпустим, то надо партийных людей засадить, потому что они ложь
написали. Мы же не можем этого сделать священника освободить, а партийных
людей засадить".
После первого суда подсудимых угнали из Стерлитамака пешком в Уфутройка при ГПУ Башкирской АССР 09/03/1930 Обвинение"контрреволюционная деятельность" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"дело священника Петра Варламова. Стерлитамак, 1930г."
Через месяц доследования, проведенного уже в секретном отделе ГПУ в Уфе, было
составлено новое, более жесткое обвинительное заключение, не оставлявшее никаких
надежд заключенным на оправдание.
Из обвинительного заключения: "Обвиняется Варламов Петр Яковлевич, в том,
что будучи руководителем кулацкой группировки проводил активную деятельность,
в целях срыва всех важнейших мероприятий, проводимых соввластью в деревне"
Башкирия, г.Стерлитамак, тюрьма Год начала1929 День начала26 Месяц начала5 Год окончания1930 Месяц окончания1 Башкирия, г.Уфа, тюрьма Год начала1930 Месяц начала1 Год окончания1930 День окончания11 Месяц окончания3
Кончина
1930 День11 Месяц3 расстрел МестоБашкирия, г.Уфа Место захороненияБашкирия, г.Уфа, Сергиевское кладбище
Канонизация
Священномученик священник Петр Варламов Дата20/08/2000 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Кто представилУфимская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
Дополнительно день памяти 21 мая/3 июня память в Соборе Уфимских святых
2
Старый стиль26.02 Новый стиль11.03 день мученической кончины (1930г.)
3. Зимина Нина Павловна, секретарь Уфимской епархиальной комиссии по канонизации святых
Использованы материалы: Зимина Н.П. Житие священномученика Петра Варламова// Уфимские Епархиальные ведомости. 2000. N 12 (104). Октябрь. С.2.; Зимина Н.П. Житие священномученика Петра Варламова// Уфимские Епархиальные ведомости. 2001. N 23 (106107). Февраль-Март. С.7.; Зимина Н.П. Матушкин крест. Рассказ о матушке Анне, супруге священномученика Петра Варламова// Уфимские Епархиальные ведомости. 2002. N 78(125126). Июнь. С.67.; Зимина Н.П. "Господь наш страдал, и нам нужно пострадать, защищая Дом Божий". Житие священномученика Петра Варламова// Уфимские Епархиальные ведомости. 2000. N 12 С.2; 2001. N 23. С.3.; Зимина Н.П. Православные святые Башкирской земли: священномученик Петр Варламов. "Господь наш страдал, и нам нужно пострадать, защищая Дом Божий"// Русские Башкортостана: История и культура. Сб. научных трудов. Уфа, 2003. С.269286.