Ивановский Петр Никандрович Год рождения1881 День рождения13 Месяц рождения6 Место рожденияАрхангельск протоиерей Специальностькандидат богословия
По данным [6] родился 4 июля н.ст. 1881г. Родословная отца ведется из села Холмогор
Архангельской области. Прадед отца, Василий Ивановский, был дьяком в Холмогорской
церкви. Деда звали Дмитрий, а отца Никандр. Мать Петра Никандровича, Екатерина
Федоровна, была дочерью генерала Федора Григорьевича Сборомирского. В Архангельске
у четы Ивановских появились на свет Любовь (ум. во младенчестве), Юлия, Валентина,
Александр и Петр. Вскоре после рождения Петра семья переехала в Санкт-Петербург,
и там родился младший брат о.Петра Арсений.
Отец, Никандр Дмитриевич, много работал, содержал семью, но рано скончался, и
26-летняя вдова осталась с пятью детьми. Екатерина Федоровна не опустила руки и
с Божьей помощью сумела всем своим детям дать хорошее образование.
В 1900г. Петр окончил 7-ю гимназию и поступил в университет Фотографии
Протоиерей Ивановский Петр Никандрович, фото из дела. Протоиерей Ивановский Петр Никандрович, 1920г. Протоиерей Ивановский Петр Никандрович с дочерью Ниной, 1920г. Протоиерей Ивановский Петр Никандрович с дочерью Ниной Петровной. Боровичи, 1934г.
Санкт-Петербург Год окончания1909
После окончания университета Петра Никандровича, как специалиста по русскому языку и литературе,
пригласили преподавать в Техническую Школу при Экспедиции заготовления Государственных
Бумаг (ЭЗГБ). Как пишет в своих воспоминаниях дочь о.Петра, Нина Петровна, фабрика
ЭЗГБ была очень привилегированной. Начальник фабрики, князь Голицын, очень заботился
о служащих и о рабочих фабрики. И те, и другие имели квартиры на территории
фабрики, а кроме того, были построены дома для проживания рабочих.
Для детей рабочих была построена большая Техническая Школа, где они кроме хорошего
среднего образования получали еще и ценные специальности.
Девочки выходили хорошими портнихами, вышивальщицами,
кулинарами, а мальчики граверами, фотографами. Кроме того, князь Голицын, сам
прекрасный музыкант, экзаменовал мальчиков на наличие слуха и музыкальности, из
способных он создал чудный хор и капеллу, которая пела в церкви. Была больница,
аптека, клуб, 2-х этажный магазин. Для рабочих Голицын скупал землю в районе
Дачного, Сергиева, и продавал им по низкой цене, чтобы они там строили себе дачи.
При фабрике был прекрасный храм в честь прмч.Андрея Критского. Настоятелем его был
директор школы протоиерей Философ (Орнатский, 18601918).
Часто бывал на фабрике и с любовью заботился обо всех сторонах жизни ее сотрудников
о.Иоанн Кронштадтский. Здесь с ним и познакомился Петр Никандрович.
В 1907г. о.Иоанн поручил ему заняться редакцией его дневника за 1907 год, а
потом и за 1908 год. В конце 1907 года о.Иоанн Кронштадтдский подарил
Петру Никандровичу свой портрет со следующей надписью: "Петру Никандровичу Ивановскому в знак моей глубокой благодарности за труд его по редакции моего дневника."
В последние годы своей жизни Св.Прав.Иоанн Кронштадтский особо живо и реально
ощущал себя членом единой Церкви Христовой, и Земной, и Небесной, чадом одной
великой семьи Божией. И эта весть от его сердца перешла и в сердце Петра Никандровича
Год поступления1909 Год окончания1913 кандидат богословия
В 1909г. он, желая послужить Церкви Христовой подобно Св.Прав.Иоанну Кронштадтскому,
поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
В том же году он обвенчался с Марией Николаевной Матвеевой (12.09.188324.07.1952)
Санкт-петербург, Покровская пл. (ныне пл.Тургенева), 97 Год начала1909 Год окончания1913
До 1913г. продолжал преподавать русский язык в технической школе.
Первое время после женитьбы супруги жили в 3-х комнатной
квартире на 3 этаже на Покровской площади.
Мария Николаевна окончила Коломенскую гимназию, а затем Высшие женские педагогические
курсы в С.-Петербурге и стала преподавать историю в той же школе, где работал
и Петр Никандрович
Петроград, церковь прмч.Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг на пр.Огородникова (Госзнак) иерей Должность настоятель Год начала1913 День начала14 Месяц начала10 Год окончания1922
О.Петр находился в подчинении Петроградского митрополита Вениамина, который
часто приезжал в церковь о.Петра. Приезжая, митрополит всегда привозил маленькой
Нине, которая родилась в 1913г., подарок маленький серебряный крестик или ложечку.
Маленькое издание Евангелия, подаренное митрополитом Вениамином, Нина Петровна
хранила всю жизнь, как святыню
Петроград, Рижский пр., 32, квартира при церкви Год начала1913 Год окончания1917
О.Петр, как настоятель храма и директор школы, получил 5-ти комнатную квартиру при церкви Петроград Год начала1917
С приходом новой власти семье пришлось покинуть большую квартиру и поселиться в
маленькой квартирке под церковью. Нина Петровна вспоминает и описывает начало
исповеднического подвига ее отца: "В эти годы (1918) началась борьба с религией. Почти все духовенство района было арестовано и расстреляно. Как-то и папа получил повестку явиться в комендатуру. Провожать его пошли мы все мама, я, дядя Арся, папин псаломщик Федор Степанович и папина духовная дочь Наталия Семеновна... Папа был вызван в кабинет, а мы ждали на лестнице. Когда папа был уже у коменданта, оттуда выскочила какая-то красивая дама, на ходу сунула мне в руки маленькую коробочку конфет, которых уже не было, и исчезла. Кто это был не знаю. Комендант сказал папе, что должен его расстрелять, но отпустил его. Это было в 1918г. Спустя года два-три папа, служа в храме, крестил одного младенца Голубева. Крестные спросили: "Батюшка, Вам ничего не говорит фамилия ребенка?" Папа не мог вспомнить. "Это сын того коменданта, который Вас вызывал в 1918г. Когда родился ребенок, отец сказал, чтобы крестил его только священник Ивановский", пояснили крестные
Петроград Год ареста1921
В 1921г. о.Петра уже арестовали сотрудники ГПУ, но не смогли его увезти. Как
вспоминает его дочь, Нина Петровна: "За папой приехали в 5 утра, разворотили квартиру при обыске... Конвоира, которого ГПУ поставило у входа во двор, увидели рабочие, идущие на работу. Поднялся весь проживающий рядом народ, они очень тихо вошли и забили всю лестницу у квартиры Ивановских. Когда открыли дверь и стали выводить папу, народ закричал: "Не пустим". Они оттерли папу от конвоиров в находящуюся на той же площадке церковь и сказали, что вместо о.Петра поедут представители рабочих для выяснения причины ареста папы. Конвоиры согласились, и с ними поехали 5 человек и духовная дочь папы Наталия Семеновна. Фабрика в этот день не работала, т.к. рабочие весь день не уходили из церкви и с нашей лестницы, ожидая возвращения "делегатов". В ГПУ им сказали, что это "ошибка"Петроград Год ареста1922 День ареста13 Месяц ареста7 Обвинение при аресте"принадлежность к нелегально организованному братству"
Был арестован в 1922г. по делу православных братств.
Из воспоминаний дочери Нины Петровны: "Летом 1922г. ГПУ пошло на хитрость папе прислали повестку куда-то, он поехал по этому адресу и был там арестован"
Петроград, тюрьма на Шпалерной Год начала1922 День начала13 Месяц начала7 Год окончания1922 День окончания4 Месяц окончания8
Содержался некоторое время в тюрьме на Шпалерной Петроград, 2-й исправительный дом Год начала1922 День начала4 Месяц начала8 Год окончания1922 День окончания18 Месяц окончания8
Потом переведен во 2-й исправдом с зачислением за Петрогубревтрибуналом.
По постановлению от 18.08.1922г. следователя Петрогубревтрибунала Лютера
был освобожден под подписку о невыезде.
14 сентября 1922г. дело было прекращено, подписка аннулирована
Петроград, церковь прмч.Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг на пр.Огородникова (Госзнак) иерей Должность настоятель Год начала1922 Год окончания1923
В январе 1923г. о.Петра опять арестовали
Петроград, Шпалерная ул., 25 (ул.Воинова), тюрьма Год начала1923
Некоторое время после ареста о.Петр сидел в тюрьме на Шпалерной улице, а затем
был перевезен в Москву. Об его отправке в Москву семье сообщила какая-то женщина,
видевшая партию арестантов на улице и крикнувшая: "Нет ли здесь священника
Ивановского?" О.Петр откликнулся и женщина около часа ночи приехала к родным и
рассказала, что священника повезли на вокзал. Жена священника и его брат Арсений
поехали на вокзал и увиделись с о.Петром Москва, Лубянская пл., Внутренняя тюрьма ВЧК Год начала1923
Из воспоминаний дочери, Нины Петровны: "Вскоре мы, т.е. мама, я и дядя Арся поехали в Москву. Папа и с ним еще 4 человека ленинградского духовенства сидели сначала во внутренней тюрьме на Лубянке, затем их перевели в Бутырскую тюрьму" Москва, Бутырская тюрьма Год начала1923
Из воспоминаний дочери, Нины Петровны: "В Москву после революции была переведена часть фабрики Гознак и переселены многие рабочие. Они сейчас же устроили нас жить в своих комнатах. В Москве мы провели месяца три" Москва, Таганская тюрьма Год начала1923 Год окончания1923 День окончания13 Месяц окончания5
После вынесения приговора о.Петра перевели в Таганскую тюрьму.
В ней он пробыл неделю.
Семья с утра до вечера находилась у ворот тюрьмы, не зная, когда будут отправлять
в ссылку.
13 мая, в день рождения Нины Петровны, арестантов стали выводить в таком порядке:
впереди духовенство, далее политические, последние шпана.
Из воспоминаний Нины Петровны: "Я и тут проскочила в ряды, чтобы поцеловать папу. Партия была колоссальная. Было очень много духовенства из Москвы. Как сейчас помню фигуру митрополита Серафима Чичагова (бывшего известного адмирала), очень полного, грузного старика, еле передвигавшего ноги; рядом с ним епископ Серафим Звездинский высокий, красивый, как картина, с прекрасной белой бородой. В ряду с папой шел епископ Николай Петергофский (Ярушевич) и старый больной настоятель Никольского собора о.Александр Беляев. Всю эту массу арестантов повели на Ленинградский вокзал. Арестованных набили в специальные вагоны и поезд отправился. Мы уехали в Ленинград, чтобы подготовиться к отъезду к папе в область Коми. Папин храм закрыли, из квартиры выгнали. Мы переехали к бабушке, а вскоре мы с мамой, монахиней, матушкой Авраамией, поехали к папе в ссылку в Усть-Кулом" Коми АССР, (Зырянский край), пос.Усть-Кулом Год начала1923 Месяц начала5 Год окончания1926 Месяц окончания5
Из воспоминаний дочери: "Путешествие до Усть-Кулома было очень трудным и долгим: сначала поездом до Вологды, далее пересадка на пароход до Котласа по р.Сухоне. В Котласе мы пересели на небольшой колесный пароход до Усть-Сысольска (Сыктывкар) по р.Вычегде. Усть-Кулом представлял из себя большое зырянское село с церковью, школой, почтой, захудалой больницей. Папа устроился работать в Северолес счетоводом, но скоро его уволили по "социальному положению". Жили мы в отдельном домике с большой кухней и маленькой комнатой. Из высланного духовенства в Усть-Куломе, кроме папы, находились епископ Николай (Ярушевич), о.Александр Беляев и о.Михаил Шилов из Великого Устюга. Через месяц на барже прибыло много народа, в основном духовенство. Митрополит Кирилл Казанский (Смирнов), два епископа и несколько священников из Москвы. Из Коврова свт.Афанасий Сахаров. Все приехавшее духовенство с келейниками, семьями быстро нашли себе жилье, зыряне принимали ссыльное духовенство с радостью. В местную церковь мы сначала не ходили. Службы совершались на домах в двух местах: у епископа Николая в шутку называлось "Ленинградская епархия" и у митрополита Кирилла "Московская епархия". В праздники все собирались у митрополита Кирилла. В 1924г. прибыло пополнение высланных: приехал епископ Феофил Богоявленский, священник о.Вячеслав Сериков из Дона и миссионер из Оренбурга Дмитрий Архипович Несмеянов. Весной 1925г. Пасхальную заутреню служили у митрополита Кирилла. Пение было таким красивым, что около избы собрались зыряне, никогда не слышавшие такого пения. Через несколько дней после этого НКВД разогнало часть священников по деревням. В марте 1926г. кончился срок ссылки папы и епископа Николая. Мы вернулись в Ленинград в мае 1926 года"
Ленинград (Санкт-Петербург), единоверческая церковь на Захарьевской ул. протоиерей Год начала1926 Год окончания1927 Месяц окончания4
Из материалов дела П-80949 (1929г.): "Я служил в единоверческом храме... Но ввиду материальных затруднений единоверцы не в силах были содержать храм и решили передать его громовскому. по согласию староверов, что в скором времени и произошло. Поэтому моя служба в этом храме должна была прекратиться. К этому времени я получил от уполномоченного греческого храма Ф.М.Халкитиса служить в их храме... Халкитис немного знал меня, т.к. летом 1926г. я имел случайно возможность служить в греческом храме 34 дня, когда бывший у них русский священник оставил их храм, в связи с переходом на службу в Преображенский собор, что на Литейном" (л.29) Ленинград, ул.Лиговка, Греческая церковь св.вмч.Димитрия Солунского при греческом посольстве протоиерей Год начала1927 Месяц начала4 Год окончания1929
Из материалов дела П-80949 (1929г.): "Греческая церковь, в которой я служу, в каноническом отношении не состоит в связи с Русской Церковью, находясь в непосредственном подчинении Афонскому Синоду и Афонскому митрополиту Хризостому, в связи с чем все распоряжения местной духовной власти на них не распространяются Состав двадцатки состоит исключительно из греков... Настоятель нижнего храма протопресвитер Константин Иванович Попандопуло-Керамевс. Связь с митрополитом Хризостомом и Афонским Синодом поддерживается через греческого посланника в Москве... 25 марта с/года в Москве в греческом посольстве было торжество в честь 100-летия освобождения Греции от турецкой зависимости, на которое был вызван диакон нижнего храма Гиндыш Валериан Ник. Наша церковь в СССР единственная [греческая] и считается посольской. Другие, находящиеся на территории СССР греческие церкви, принадлежат Константинопольскому Патриархату" (л.21 об.). "В ноябре 1928г. было получено от Афонского Синода и митрополита назначение протоиерея Керамевса настоятелем храма (до того он не имел утверждения) и наказ строго хранить основы православия, иметь общение с митрополитом Хризостомом, Афонским Синодом. На этом основании в греческом храме не допускалось служение духовенства ни одной из существующих ориентаций... и чтобы в храме не служили ни белые, ни красные архиереи... " (л.32 об.).
Из показаний свидетеля священника Константина Попандопуло-Керамевса: "С марта 1927г. двадцатка греческой церкви пригласила в помощь мне священника Ивановского. С приходом Ивановского в церкви народу стало больше, это объясняется тем, что Ивановский стал говорить проповеди. Последняя его проповедь в день Торжества Православия мне не понравилась, т.к. Ивановский двусмысленно говорил, что только в этой церкви есть истинное православие и только в ней свободно православные могут молиться. Посланник недоволен тем, что в Греческой церкви служит русский священник. Несмотря на неоднократные вопросы Ивановскому, какой он ориентации, Ивановский давал уклончивый ответ и до сих пор своего лица не выявил. Я считаю, что он, как русский священник, должен находиться в общении со своим духовным начальством, но он такового не имеет. Я буду ставить вопрос, чтобы Ивановского в нашей церкви не было" (л.33)
Ленинград, пр-т Огородникова, 45 Год ареста1929 День ареста29 Месяц ареста3
Арестован 2930 марта 1929г. на своей квартире и заключен в Ленинградский ДПЗ.
При обыске были изъяты его проповеди, а также переписка и др. бумаги.
В качестве ближайших родственников указаны: жена Мария Николаевна,
дочь Нина (15 лет). В анкете указал: "Брат Арсений (живет вместе со мной), сестра Юлия (живет на Васильевском острове), сестра Валентина (живет в Тайцах), брат Александр в Черустях Владимирской губ.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 09/08/1929 Обвинение"антисоветская агитация в проповедях, воспитывал духовных чад по книге С.Нилуса "Протоколы Сионских мудрецов"" Статьяст.5810 ч.1 УК РСФСР Приговор3 года ссылки в Северный край Групповое дело"дело священников Сергия Бычкова (будущего епископа Симеона), Александра Аристотелева и др., Ленинград, 1929г."
Из обвинения: "Призывал верующих сплотиться вокруг Церкви для борьбы с гонителями".
Из материалов дела: "Переписка, отобранная у священника Ивановского, свидетельствует о том, что Ивановский своих духовных дочерей воспитывает по книге С.Нилуса".
К делу приобщено изъятое у о.Петра письмо от его духовной дочери, в котором написано: "...Да, страшно дожить до того времени, когда ни причаститься, ни похоронить по-христиански нельзя, а все по-собачьи. Хоть бы Господь прибрал нас, старушек, но конечно, на то Божия Воля. Все, что С.Нилус писал, то все и происходит... ".
Из показаний о.Петра: "Книга Нилуса "Протоколы Сионских мудрецов" у меня была. Я ее не читал, но ее у меня утащил псаломщик-певчий Денисов Иван Кузьмич"
Ленинград, ул.Воинова, 25, тюрьма (ДПЗ) Год начала1929 День начала30 Месяц начала3 Год окончания1929
Осенью 1929г. о.Петр был отправлен в Архангельск, где его освободили, чтобы он добирался
в Пинегу "своим ходом" Архангельская о., пос.Пинега Год начала1929 Год окончания1930
Супруга с дочерью поехали вслед за о.Петром, встретились
с ним в Архангельске и дальше вместе на пароходе отправились в Пинегу.
Там сняли комнату в деревне.
Прожили с о.Петром недолго и уехали в Ленинград в октябре 1929г. Архангельская о., Боровые озера Год начала1930 Год окончания1932
Через год о.Петра переселили на Боровые озера, в 50 километрах от Пинеги. Там были
построены бараки. Перегородок в бараках не было, они отгораживались тряпочными
занавесками. Мебели не было никакой, кроме нар и стола. В одном бараке с о.Петром
жили две монахини. Одна из них, старая монахиня, лежала на нарах больная. Однажды
НКВД-сты, не поверив, что она больна, не может встать, взяли ее за ноги и
сбросили на пол, поломав ей позвоночник. Вскоре она скончалась в страшных мучениях.
Заседанием тройки при ПП ОГПУ Северного края по внесудебным рассмотрениям дел
от 10 сентября 1932г. в отношении о.Петра было принято решение: По отбытии срока ссылки лишить права проживания в 12 населенных пунктах страны, Уральской обл., погранрайонах и Архангельском районе сроком на 3 года.
В 1932г. о.Петр вернулся из Пинежской ссылки, но о.Петру и его жене запретили
жить в Ленинграде и послали за 101 километр
Ленинградская о., г.Луга Год начала1932
Скитаясь без возможности осесть в Ленинграде, о.Петр жил в Луге, в Малой Вишере Ленинградская о., г.Малая Вишера Год начала1932 Новгородская о., г.Боровичи Год окончания1937
В конце концов семья оказалась в Боровичах, где жила монахиня Мария Платоновна
Платонова, большой друг брата о.Петра, Арсения Ивановского.
В 1934г. о.Петр привез его в Боровичи, чтобы ухаживать за ним, больным туберкулезом
легких. Но в Боровичах он прожил только 5 дней и умер.
В 1935г., 1 марта, о.Петр тайно обвенчал свою дочь Нину Петровну с Александром
Ивановичем Вилль. Венчание проходило в Ленинграде в храме Богоявления на Гутуевском
острове, где у о.Петра был знакомый священник.
Летом 1936г., уже в Боровичах, о.Петр тайно крестил своего внука Александра.
Работал о.Петр в гробовой мастерской, а жил в сделанной им пригодной для жилья
баньке
Кончина
1937 День31 Месяц8 МестоНовгородская о., г.Боровичи Место захороненияНовгородская о., г.Боровичи, кладбище у Успенского собора
31 августа 1937г. о.Петр Ивановский скончался от тяжелой болезни
цирроза печени
На похороны о.Петра приехали родной брат Александр Никандрович и Глафира
Ивановна Ларионова.
О.Петр был похоронен на кладбище у Успенского собора.
Кладбище около собора в 1950-е годы было закрыто, а в 1960-е годы было уничтожено.
24 июля 1952г. в Боровичах скончалась и матушка о.Петра Мария Николаевна