Маккавеев Петр Алексеевич Год рождения1878 День рождения20 Месяц рождения8 Место рожденияОрловская губ., Севский (Трубчевский) у., Красносельская вол., с.Малый Крупец протоиерей
Родился в семье священника о.Алексия Маккавеева и его жены Ольги Петровны (1850г.р.).
В семье были еще дети. Известно, что у Петра была сестра Анастасия (1882г.р.)
и брат Иван (1880г.р., по сведениям прот.Н.Доненко, впоследствии принял священный сан)
Семья была очень бедной.
Отец умер, когда Петру было 5 лет.
Хорошее образование он получил, как указывал прот.Н.Доненко, "благодаря
живой глубокой религиозности и отличным способностям" ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1905г.]
[1905-1925гг.]
[1925-1933гг.]
[1933-1934гг.]
[1934-1938гг.]
[1938г.]
Минская губ., г.Пинск, Пинское духовное училище Должность преподаватель русского языка
Далее служил по духовно-учебному ведомству в родной Орловской губ., на Западе
России в Пинске и Холме Псковская губ., г.Холм, Холмская Духовная Семинария Должность преподаватель
В Холмской Духовной Семинарии Петр Маккавеев познакомился с одним из воспитанников
семинарии Антоном Гагалюком, впоследствии архиепископом Курским Онуфрием Костромская губ., г.Солигалич Должность преподаватель Олонецкая губ., г.Петрозаводск Должность преподаватель Год окончания1905
Крым, г.Феодосия, Феодосийское реальное училище священник Должность законоучитель Год начала1911
В 1911г. перешел на службу в Министерство Народного просвещения, переехал в
г.Феодосию и назначен на должность преподавателя Закона Божиего в Феодосийское
реальное училище Крым, г.Феодосия, Свято-Николаевская военная церковь протоиерей Должность настоятель Год начала1919 Год окончания1923
В 1919г. о.Петр стал настоятелем Свято-Николаевской военной церкви г.Феодосии.
Жил он со своим братом, псаломщиком Иваном Маккавеевым, как пишет прот.Н.Доненко [6],
в "жалкой лачуге на Ново-Гергиевской ул. как подлинный аскет и подвижник".
Даже сотрудники органов ГПУ, копившие материалы на братьев Маккавеевых,
подчеркивали честность и некорыстолюбие братьев Маккавеевых.
Относительно о.Петра они добавляли, что он "по взглядам народник", держащийся
"вне политики".
О жене и детях о.Петра нигде не упоминается. Вероятно, он был рукоположен
в священный сан целибатом или рано овдовел.
В его следственном деле указано, что он "холост", а не "вдов".
О.Петр одним из самых ярких и авторитетных священников города Феодосии.
Он был возведен в сан протоиерея.
О.Петр в первые годы Советской власти был духовным руководителем Братства,
которое занималось активной просветительской и благотворительной деятельностью,
издавало листки религиозного характера.
В 1922г. о.Петр не принял обновленчества и на собрании приходского духовенства
вместе с протоиереем Владимиром Поляковым твердо заявил: "Лучше в ссылку, чем в "Живую Церковь"".
В конце лета 1922г. о.Петр приглашал в Феодосию владыку Сергия (Зверева),
епископа Мелитопольского, управляющего общинами Таврической епархии,
для помощи в деле возвращения в православие обновленческих приходов.
О.Петр предполагал, что это письмо с приглашение, будет перехвачено чекистами,
поэтому в самом конце послания указал: "Вряд ли письмо и попадет к Вам, но пишу про всякий случай"
Крым, г.Феодосия Год ареста1923
О.Петр был арестован осенью 1923г. за противостояние обновленчеству вместе с группой
священников и мирян г.Феодосии, сохранивших верность православию
././1924 Приговор5 лет административной высылки за пределы Крыма
О.Петр и другие арестованные были обвинены в открытой агитации за "бывшего
Патриарха Тихона", а также в "поминании на богослужении контрреволюционеров"
арестованных архиепископов Димитрия (Абашидзе) и Никодима (Кроткова).
Из показаний о.Петра на допросе 9 октября 1923г.: "В отношении церковных вопросов оставался и остаюсь православным, считая "Живую Церковь" неправославным движением. Святейшего Патриарха Тихона рассматриваю не как политического деятеля, а как архипастыря Православной Церкви".
В конце протокола этого допроса о.Петр собственноручно сделал приписку: "Из характера задаваемых мне вопросов и их постановки у меня создалось впечатление, что мне хотят навязать обвинение в агитации в пользу Патриарха Тихона, а я признаю Святейшего Патриарха Тихона только как архиерея Православной Церкви и настолько, насколько он остается православным".
Протоиерей М.Польский, ссылаясь на свидетельства священника о.Илии Апостолова,
писал, что о.Петра и его соузника о.Алексия Воронина, принуждали в тюрьме принять
обновленчество: "Им поочередно показывали подложные заявления друг друга о признании ими раскольников, но они фальшивым подписям не поверили и остались верными Церкви и друг другу" [1, С.237]
Крым, г.Феодосия, тюрьма Год начала1924 Год окончания1924
Церковная община Свято-Николаевского храма делала попытки вызволить из заключения
своего пастыря. Несколько сот прихожан поставили свои подписи под просьбой отпустить
из-под стражи протоиерея Петра Маккавеева и его брата Ивана Маккавеева, однако
их просьба осталась без удовлетворения.
О.Петр вместе с другими арестованными был выслан за пределы Крыма
в административном порядке на 5 лет, Свято-Никольский храм вскоре был разрушен Кавказ Год начала1924 Год окончания1925
Из книги прот.М.Польского [1, С.237]: "Смелый проповедник и обличитель безбожников, строгий аскет-постник и молитвенник, был много раз арестован и сослан куда-то на Кавказ в 1924г. и там, по слухам, расстрелян..." .
Однако слухи о расстреле о.Петра в ссылке на Кавказе, не соответствуют
действительности
Крым, г.Феодосия протоиерей Год начала1925 Год окончания1930
Из книги прот.Н.Доненко "Новомученики Феодосийские" [6]: "О.Петр Маккавеев вновь появился в Крыму в 1925г. и, как и прежде, был верен Патриаршей Церкви".
После формального упразднения Братства, которым он руководил, о.Петр
не прекратил общения с бывшими его членами
Западная Сибирь Год начала1930 Год окончания1933
Живя в сибирской ссылке, о.Петр не оставил своих духовных чад без руководства,
отвечая им письменно на те вопросы, которые касались духовной жизни.
В сибирской ссылке о.Петр заболел туберкулезом.
По истечении срока ссылки о.Петр был освобожден с лишением права проживания в
г.Феодосии и крупных городах страны
Белгородская (Липецкая) о., г.Елец Год начала1933 Год окончания1934 Месяц окончания2
После освобождения о.Петр временно поселился в г.Ельце, где тогда проживал
архиепископ Сергий (Зверев).
О.Петр направил в несколько мест просьбы принять его в клир какой-нибудь епархии.
На просьбу откликнулся бывший ученик о.Петра в Холмской Духовной Семинарии, а
с 1933г. епископ Курский Онуфрий (Гагалюк). Они встретились в Курске
в конце февраля 1934г., и владыка Онуфрий помог отбывшему ссылку о.Петру
устроиться в Корочу, находившуюся под омофором епископа Белгородского
Антония (Панкеева).
Из Курска о.Петр направился в Белгород для официального назначения.
С собой он вез от владыки Онуфрия на имя епископа Антония (Панкеева)
сопроводительный пакет: "Что там было написано, я не знаю", отвечал
он впоследствии на допросе в 1935г.
Белгородская о., г.Короча, собор протоиерей Год начала1934 Месяц начала2 Год окончания1934 День окончания1 Месяц окончания4
Владыка Антоний (Панкеев) предложил о.Петру стать благочинным Корочанского округа, но
о.Петр вынужден был отказаться из-за физической слабости и болезни (туберкулез).
В следственном деле 1935г. есть информация о том, что о.Петр был кандидатом
на архиерейскую кафедру в Крым, но этому с одной стороны препятствовали болезни,
с другой власти.
Поначалу о.Петр был назначен в главный храм Корочи, но уже 1 апреля 1934г.
был переведен в слободскую Покровскую церковь Белгородская о., г.Короча, слободская Покровская церковь протоиерей Год начала1934 День начала1 Месяц начала4 Год окончания1935 Месяц окончания2
До прихода о.Петра Маккавеева Покровский храм придерживался григорианской
ориентации, а последний григорианский настоятель Виктор Павлович Лунев, исчезший
из Корочи в начале 1934г., впоследствии поставил свою подпись под показаниями,
составившими в конечном итоге обвинительную базу для суда над о.Петром,
в частности, свидетельствовал о том, что якобы о.Петр "поддерживал фашизм".
Хотя в Короче о.Петр, по собственному признанию, считал себя "временным человеком"
и надеялся в скором времени получить разрешение на выезд в Крым, он
не просто исполнял свои обязанности, он буквально жил церковной службой.
О.Петр служил по монастырскому уставу, совершая службы ежедневно и утром, и вечером,
делая лишь небольшой перерыв в середине дня.
Эти службы, несмотря на их продолжительность, привлекали многих верующих и
из Корочи, и из окрестных сел. Особенно раздражало власти то, что к о.Петру
тянулись дети.
О.Петр был противником частых обходов по храму с кружкой для пожертвований
во время богослужения. Старосту церкви он просил не отвлекать лишний раз верующих
от молитвы, и поэтому пожертвования на Патриархию и епархию выделять из общей кружки.
О.Петр обладал поэтическим талантом, писал стихотворения на религиозно-нравственные
темы. Стихи о.Петр отправлял своим духовным чадам.
Стихотворения, изъятые впоследствии при обыске, были уничтожены.
От поэтических опытов о.Петра сохранились лишь названия:
"Сани", "Голубые цветочки", "Мы будем жить", "Снежинка", "Ветви деревьев", "Березка".
Жил о.Петр в церковной сторожке
Белгородская о., г.Короча Год ареста1935 Месяц ареста2
О.Петр был арестован в церковной сторожке в феврале 1935г. во время очередной
волны гонений, прокатившейся по епархии.
При обыске были изъяты: послужной список, переписка, металлический крест, сосуд
с миром, епитрахиль, поручи и стеклянная ваза, служившая батюшке Чашей для
совершения евхаристии. К Чаше прилагались бумажные покровцы, деревянная звездица,
обыкновенная ложечка и копие, изготовленные из перочинного ножика.
Состав семьи о.Петра на момент ареста: мать Ольга Петровна (85 лет); сестра
Анастасия (53 года); брат Иван (55 лет)
Спецколлегия Курского облсуда 11/09/1935 Обвинение"антисоветская деятельность" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ Групповое дело"Дело епископа Антония (Панкеева) и др. Белгород, 1935г."
Архив УФСБ по Белгородской обл. Д.7182.
О.Петр проходил по одному делу с Владыкой Антонием (Панкеевым) и другими
священнослужителями Белгородской обл.
Он был обвинен в "антисоветской деятельности".
Из показаний свидетеля, диакона Николая Попова, отбывшего 3 года на Соловках: "Маккавеев неоднократно рассказывал в церкви народу о жизни ссыльного духовенства... Он и другие имели походные церкви, устраивали богослужения в лесах и других местах, куда стекались окружающие жители на моления. [Маккавеев говорил], что "никакие гонения не остановят их (верующих), защищающих Святую Церковь". Словом, этим он вызывал сочувствие верующих масс и возбуждал ненависть к Советской власти... Окружал себя монашками и раскулаченными, которые впоследствии оставались постоянными жильцами сторожки, где он сам жил. Одного из таких жильцов-раскулаченных, Карпенко Карпа из села Клиновец, даже приучил к исполнению псаломщических обязанностей... Последнее время наиболее фанатичные элементы из числа верующих уже стали считать его [Маккавеева], прозорливым".
Из протокола допроса: " Будучи в Короче, Вы писали стихотворения. Какой они носили характер и распространяли ли Вы их?
Стихотворения были... на религиозно-нравственные темы".
Стихи о.Петр отправлял в Феодосию своим духовным чадам, в г.Борисоглебск,
архиепископу Арсению (Смолянцу), в Курск "двум лицам", фамилии которых священник
затруднился назвать, сославшись на забывчивость.
О.Петр объяснил следователю, что издавать свои стихи он не предполагал, а рассылал
их разных людям в качестве подарков на день ангела или же просто в виде благодарности
разным людям.
Следствие затягивалось. 22 июля 1935г. протоиерей Петр направил на имя прокурора
просьбу ускорить расследование дела: "Исполнилось уже 5 месяцев, как я в числе семи человек, объединенных в одну группу и обвиняемых по ст.5810 УК, содержусь под стражею. Ничего того, в чем я обвиняюсь, я не знаю за собою. Да того и делать не мог. Подтверждением моей невиновности может служить то, что второй следователь по моему делу в Белгороде, не видя за мною вины, обещал мне освобождение, требуя показаний против Панкеева (по данному делу) или грозил ссылкою. Я ничего не знал и не мог показать... ".
Обращение к прокурору ускорило судебный процесс.
Судебное заседание Спецколлегии Курского облсуда состоялось 1011 сентября 1935г.
О.Петр виновным в антисоветской деятельности себя не признал, однако признал,
что был недоволен антирелигиозной политикой советского правительства: "Я считаю и теперь, что у нас есть зажим Церкви, но я этого мнения не высказывал среди масс... Одобрения фашизму и Лиге наций я не мог высказывать, так как являюсь русским до мозга костей. И могу ли я подумать, что мою родину займут немцы или другая нация?... Я думаю, что борясь с нами таким путем, какой вы избрали, вы не достигнете никакой цели. Если мы действительно совершили преступление, судите нас на открытом суде. Пусть все знают, что мы сделали и за что нас судят. А таким путем вы окружаете нас ореолом мученичества, мы делаемся мучениками в глазах людей... После нас придут "Егорушки", темные личности, юродивые, колдуны, т.к. пока есть у населения религиозная потребность, она будет требовать своего удовлетворения. Если нас, зарегистрированных священников, не будет, то придут незаконные, темные личности, которые принесут больше вреда".
Как и владыка Антоний (Панкеев) он получил срок 10 лет ИТЛ.
После суда о.Петр, подал кассационную жалобу, но 1 июля 1936г. на нее последовал
отказ: "Маккавеев П.А., находясь священником, имел тесную связь с контрреволюционно настроенным епископом Белгородским Панкеевым, а потому его условно-досрочное освобождение нежелательно".
8 декабря 1936г. на просьбу священнослужителей, осужденных вместе с отцом Петром,
наложил свою резолюцию и помощник Курского облпрокурора: "Полагаю протест по данному делу за отсутствием к этому оснований не приносить. Жалобу Вильгельмского, Панкеева, Ерошова, Маккавеева и Богатыревой оставить без удовлетворения, о чем им сообщить"