Смородинцев Петр Семенович Год рождения1866 иерей
Родился в 1866 (1865?)г. в семье диакона Семена Ильича Смородинцева.
У Петра был брат Николай, впоследствии известный краевед ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1899г.]
[1899-1908гг.]
[с 1908г.]
Пермская губ., Екатеринбургский у., с.Шайдурихинское Должность псаломщик Год начала1885 Год окончания1886 Пермская губ., Екатеринбургский у., с.Юшковское, храм свв.бессребренников Космы и Дамиана Должность псаломщик Год начала1886 Год окончания1899
В этом селе служил диаконом его отец, о.Симеон Смородинцев, который вскоре
ушел за штат
Пермская губ., Екатеринбургский у., с.Юшковское, храм свв.бессребренников Космы и Дамиана диакон Год начала1899 Год окончания1906 День окончания16 Месяц окончания3
После рукоположения во диакона продолжал служить в с.Юшковском на вакансии
псаломщика.
О.Петр был человеком, обладавшим большими практическими способностями, и его
увлекли идеи облегчения крестьянского труда и благоустройства крестьянского
быта. Он построил в с.Юшковском паровую мельницу, провел в дома электричество,
оборудовал ремонтную мастерскую, и в результате село превратилось почти в
автономный промышленно-сельскохозяйственный комплекс, где крестьяне сами
обеспечивали себя почти всем необходимым.
О.Петра также интересовали вопросы материальной независимости крестьян, и он
положил начало местному кооперативному движению и создал Кредитное Общество,
став его председателем. Являлся также председателем Каслинского районного союза Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Верхнеуфалейский Завод (Челябинская о., г.Верхний Уфалей), Вознесенская церковь диакон Год начала1906 День начала16 Месяц начала3 Год окончания1906 День окончания12 Месяц окончания4 Пермская губ., Екатеринбургский у., с.Бруснятское, Свято-Троицкая церковь диакон Год начала1906 День начала12 Месяц начала4 Год окончания1908
Пермская губ., Верхотурский у., Багарякская вол., с.Кочневское, Иоанно-Предтеченская церковь священник Год начала1918 Год окончания1918 Месяц окончания7
На новом месте служения в с.Кочневском о.Петр успел отслужить всего две Литургии:
в день Св.Троицы и в день Св.Духа.
С началом военных действий ситуация в районе снова обострилась.
Жители сел Кочневского, Юшковского и других с радостью встретили известие
о выступлении Чехословацкого корпуса, вступать же в красные отряды и защищать
советскую власть они отказывались.
Между тем красные терпели поражения. Поэтому большевики в июне 1918г. решили
организовать в Кочневском районный Военный комиссариат и поручить ему
проведение в районе мобилизации в Красную армию.
Когда мобилизовать крестьян не удалось, большевики объявили, что весь
Багарякский район переходит на военное положение, в нем будут действовать
законы военного времени.
С большим трудом большевики смогли создать из крестьян отряд в 150 человек,
который принимал участие в боях за Каслинский завод.
Основное население района не только отказалось содержать этот отряд, но и
постоянно сопротивлялось мероприятиям советской власти.
Большевики считали виновниками таких выступлений кулаков и священников.
Особенно враждебно были настроены красные к отцу Петру Смородинцеву, с мнением
которого крестьяне считались
Пермская губ., Екатеринбургский у., с.Юшковское Год окончания1918
О.Петр много трудился над благоустройством села Юшковского.
Некоторое время о.Петр был священником с.Краснополья и одновременно
продолжал занимать должность председателя Кредитного товарищества
в селе Юшковском и председателя Каслинского районного союза.
Поэтому с.Юшковское среди земледельческого района было наиболее промышленно
развитым.
Множество обязанностей, лежащих в хозяйственной области, стали поглощать
почти все его время, и о.Петр решил, что честнее выйти за штат.
В 1917г. после свержения монархии крестьяне села Юшковского собрались
на сельский сход, чтобы определить свое отношение к будущему государственному
устройству России. Председателем на этом сходе крестьяне избрали о.Петра,
пользовавшегося у них большим авторитетом.
На сходе присутствовал сын о.Петра Валентин, приехавший из Петрограда. Валентин
окончил Духовную Семинарию, поступил в Духовную Академию, но доучиться
не успел из-за начавшейся Первой мировой войны. Он был призван в армию,
февральская революция застала его в Петрограде. Валентин Петрович в своем
выступлении доказывал, что единственно подходящий для России государственный
строй конституционная монархия. В прениях по докладу выступил о.Петр,
который полностью поддержал мнение своего сына.
Представители партии большевиков, тоже бывшие на сходе и выступавшие
за организацию власти в форме советов, поддержки у большинства присутствующих
не получили.
Вскоре в с.Юшковском был организован местный орган власти Комитет общественной
безопасности, председателем которого стал о.Петр.
Когда Временное правительство организовало свою систему местного управления,
о.Петр передал властные полномочия Комитета общественной безопасности
Волостному земству. При этом он сказал: "Я передаю власть честным мирянам, а не голодранцам и лентяям".
Об Октябрьской революции в селе узнали только к январю 1918г.
На сельских сходах представители левых партий стали ставить вопрос о
передаче власти от Земских управ Советам. Большинство крестьян, духовенство и
сельская интеллигенция выступили против советской власти.
В районе были случаи расправ с организаторами Советов.
В феврале 1918г. Уездный совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов
приступил к изъятию хлеба у крестьян района. Для этих целей был образован
красногвардейский отряд, состоявший из рабочих Нижне-Исетского, Верх-Исетского
заводов и Арамильской фабрики, под командованием Эйхвальда. Этот отряд
во время движения от села Коневского к селу Багаряк был обстрелян крестьянами,
и выполнить свое задание не смог.
К концу февраля 1918г. для поддержки красногвардейцев прибыли два отряда:
из Екатеринбурга в 120 человек, из Каслинского Завода в 150.
И только при такой вооруженной поддержке в селах Багарякской волости была
установлена советская власть. Эти отряды были оставлены в селах для поддержки
местной власти Советов.
Но в большинстве сел, например в Юшковском, Советы не имели средств на то,
чтобы обеспечивать красногвардейцев всем необходимым, потому что жители
отказывались содержать новую власть. Поэтому на крестьян и духовенство красные
стали налагать контрибуцию в размере от 500 до 25 000 руб.
Контрибуцию брали как в денежном виде, так и в натуральном: хлебом, скотом и
тому подобным.
Весной 1918г. беднейшие жители Юшковского потребовали изъять у состоятельных
крестьян семена, инвентарь, скот и прочее и разделить поровну между всеми,
объясняя свои притязания тем, что им нечем обрабатывать полученную по Декрету
землю. В этот напряженный момент сын о.Петра, Валентин Петрович, предложил
создать в селе сельскохозяйственную артель, чтобы обрабатывать землю совместными
силами, и даже написал для нее устав так в селе удалось избежать столкновения
между жителями.
В 1918г., когда быть священником стало опасно, о.Петр подал прошение о том, чтобы
вернуться к службе в церкви.
Незадолго до праздника Святой Троицы о.Петр, в соответствии со своим прошением,
был назначен в храм Иоанна Предтечи в село Кочневское Верхотурского уезда
Пермская губ., Верхотурский у., с.Юшковское Год ареста1918 Месяц ареста7
В июне 1918г., после Троицы, о.Петр выехал в с.Юшковское, где жил его сын
Валентин Петрович, чтобы сдать дела по должности председателя Кредитного товарищества
в с.Юшковском и председателя Каслинского районного союза.
Приехав домой, о.Петр едва успел выпить стакан чая, как был арестован
пришедшими за ним красногвардейцами и увезен в Касли.
Прощаясь с родными, он всех благословил и сказал: "Живите с Богом, а мне уже не видеться с вами!"
Присутствовавшая здесь сестра священника хотела было возразить, но о.Петр
уверенно подтвердил, что видятся они в последний раз
Пермская губ., Екатеринбургский у., Каслинский Завод, тюрьма Год начала1918 Месяц начала6 Год окончания1918 День окончания6 Месяц окончания7
В тюрьме в Каслинском Заводе о.Петра продержали несколько дней.
Члены правления Каслинского районного Союза, председателем которого был о.Петр,
пытались навести справки о причинах его ареста, но определенного ответа не получили.
Большевики приговорили его к расстрелу
Кончина
1918 День6 Месяц7 расстрел МестоПермская губ., на 15 версте от пос.Каслинский Завод, близ реки Горькая Место захороненияПермская губ., на 15 версте от пос.Каслинский Завод, около правой половины главного алтаря Успенской церкви
В ночь на 23 июня/6 июля 1918г. о.Петра вместе с протоиереем Александром
Миропольским увезли из Каслинской тюрьмы.
На 15 версте от Каслинского Завода близ речки Горькой о.Петр и о.Александр,
а также еще 30 жителей пос.Касли были расстреляны.
Родным красноармейцы сообщили, что батюшку увезли на общественные работы
на ст.Черемшанку.
Впоследствии, при отступлении красных и приходе белых тело священника Петра
было опознано лишь по подряснику: голова его была разбита в черепки топором
или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и
огнестрельные раны.
Присутствовавшие при розыске люди были в ужасе от увиденного, не веря, что
люди способны на такие зверства.
7 июля 1918г. о.Петра отпевали вместе с другими убиенными.
Священномучеников о.Петра Смородинцева, протоиерея о.Александра Миропольского
и иерея о.Петра Беляева похоронили около правой стороны главного алтаря
Успенской церкви.
После похорон народ долго не расходился.
Из "Известий Екатеринбургской церкви" (1918г., N 11) об о.Петре Смородинском: "Почивший обладал хорошим здоровьем и если бы не нынешнее время, то он бы прожил еще немало и принес бы много добра. Это был истинный народолюбец который почти все свое время отдавал ближним. В церкви он пастырь, учитель; в жизни помощник бедному люду... Вот уже и могильный холм длиной в три сажени, но родные стоят у того места, где положили их кормильцев, мученически сложивших свою голову по приказанию деятелей так называемой демократии, а на самом деле врагов народа... "
Канонизация
Священномученик священник Петр Смородинцев Дата17/07/2002 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г. Кто представилЕкатеринбургская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль23.06 Новый стиль06.07 день мученической кончины (1918г.)